Скрам-мастер Семён в печали: последние Спринты Команда не показывала стабильного прироста своей скорости (Velocity). А согласно KPI, Команда должна была увеличить её на 20%.
Мой совет Семёну: перестать беспокоиться о скорости и сделать всё возможное, чтобы у Команды не было никакой материальной мотивации, связанной со скоростью. К сожалению, в некоторых организациях признаком успеха Команды принято считать рост числа сторипоинтов, которые Команда «выполняет» в Спринт. Это не имеет смысла и наносит вред Команде.
Давайте вспомним, что такое скорость. Согласно официальному словарю Скрама, скорость — необязательный, но часто используемый усреднённый показатель объёма Бэклога Продукта, превращаемого в Инкремент в течение Спринта. Отслеживается Командой Разработки для использования внутри Скрам-команды.
Иными словами, скорость — это такой ковш определённого размера, которым Команда зачерпывает задачи из Бэклога Продукта, чтобы в течение Спринта превратить их в нечто готовое к использованию.
Знание скорости может помочь Команде Разработки спрогнозировать работу на ближайший Спринт, а Владельцу Продукта — прикинуть, через сколько Спринтов будет сделан интересующий его объём работ. На этом польза скорости заканчивается.
Разберём, почему скорость нельзя использовать для оценки эффективности Команды.
Представьте себе, что Бэклог Продукта — это мешок с мукой. В начале Спринта Команда Разработки зачерпывает ковшом муку, которую в течение Спринта превращает во вкусные кренделя. А теперь ответьте на вопрос: «Как количество зачерпнутой муки связано с успехом кренделей на рынке?» Никак. Можно сделать вкусные кренделя из небольшого количества муки, и они порадуют покупателей. А можно сделать много невкусных кренделей, которые никто не купит.
Скорость не имеет никакого отношения к ценности, создаваемой Командой. Не надо меряться, у кого ковш больше. Это глупо!
Любая метрика, привязанная к деньгам или подаркам, всегда будет подогнана под нужные значения. Однажды я работал в компании, которая решила платить бонусы командам за сокращение количества дефектов по Продукту. Разработчики команд быстро научились договариваться с заказчиком переименовывать дефекты в «улучшения», а также собирать дефекты в пачки!
Люди придумают, как формально увеличить показатели скорости ради денежного вознаграждения.
Разработка продуктов происходит в среде высокой неопределённости. Прогноз того, сколько Команда сделает в течение Спринта, — это догадка. Мы не знаем, какие проблемы возникнут и сколько Команда на самом деле сможет сделать за Спринт.
На скорость Команды влияет множество факторов, которые мы не можем предвидеть.
Если в конце Спринта Продукту ещё требуются любые виды тестирования или приёмки, то скорость Команды равняется нулю, потому что Продукт недоступен конечным пользователям, ценность не создана. Бесполезно оценивать, как быстро мы делали кренделя, если в итоге они не готовы к немедленной продаже.
Создавать готовый Продукт в конце каждого Спринта — гораздо более важная задача, чем погоня за скоростью. Сфокусируйтесь на ней.
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате:
Добрый день! У меня вопрос.
Если скрам-мастер является менеджером процесса, то может ли быть показателем его работы в том числе и рост эффективности команды? Т.е. у команды настолько выстроен процесс, что это естественно должно приводить к росту эффективности. А эффективность мы можем мерить в выполненных стори-поитах, в количестве и качестве доставленной ценности (в этом случае, правда, не очень понимаю, как это можно померить, кроме как в деньгах). Может ли это быть показателем хорошей работы скрам-мастера? Заранее благодарю за ответ))