Как LeSS помогает разрабатывать большие продукты нескольким командам

LeSS в теории

Как создаёт Продукт Скрам-команда?
Разработчики и бизнес работают сообща. Команда как можно чаще показывает бизнесу Продукт и вместе с ним устраняет проблемы.

Как разрабатывает большие продукты обычная компания?
Одно подразделение создаёт спецификацию и передаёт другому подразделению. Затем разработчики торгуются с менеджерами вместо того, чтобы общаться с конечными пользователями. Из-за этого люди в организациях слабо влияют на разработку и забывают, для кого создают продукты.

Почему разрабатывать небольшие продукты эффективнее, чем большие?
В небольших продуктах рабочие процессы минимальны. Они основаны на эмпирическом подходе, когда Команда регулярно сверяется с реальностью. Такой подход ориентирован на клиента, и Продукт видно целиком, поэтому получается эффективно.

Можно ли применить те же принципы в масштабируемой разработке больших продуктов?
Крэйг Ларман и Бас Водда разбирались в этом вопросе 10 лет. Они провели сотни экспериментов и в итоге создали LeSS — фреймворк для масштабируемой разработки. Его успешно применяли в компаниях даже из тысяч человек. C помощью LeSS создавали продукты в банковской сфере, телекомах, разрабатывали игры и программное обеспечение для радаров.

Как работает LeSS?
LeSS — это Скрам для нескольких команд. Вот как он работает:

  • Один Владелец Продукта создаёт и транслирует видение Продукта. Бэклог Продукта тоже один — список элементов, которые ориентированы и понятны конечным пользователям. В конце Спринта доставляется Интегрированный Инкремент.
  • Команды разрабатывают Инкремент в одном Спринте параллельно и итеративно.
  • Спринт начинается с Планирования. В общей части события команды вместе выбирают приоритетные элементы Бэклога Продукта. Во второй части Планирования каждая команда разрабатывает свой план реализации выбранных фич.
  • На протяжении Спринта команды координируют работу между собой и интегрируют её в готовый Инкремент. Участники сами отвечают за координацию — LeSS не отводит для этого специальной роли.
  • В середине Спринта команды выделяют время для работы над Уточнением Бэклога Продукта.
  • Напрямую общаясь с заказчиками и конечными пользователями, команды разгружают Владельца Продукта. Ему остаются видение Продукта и приоритезация.
  • Обзор Спринта в LeSS общий для всех команд. Они вместе с заинтересованными лицами инспектируют, что было сделано, и обсуждают будущую работу.
  • Ретроспектива бывает командной и общей. На командной Ретроспективе каждая команда инспектирует свои процессы. На общей Ретроспективе Владелец Продукта, Скрам-мастера, команды и менеджеры выявляют системные проблемы, которые мешают быстрой доставке бизнес-ценности.

LeSS подходит, если у вас менее восьми команд на Продукт. Если команд больше, используйте фреймворк LeSS Huge.

LeSS на практике

У LeSS не много правил, но они требуют глубинных изменений в организации. На избавление от лишних процессов, смену ролей и внедрение технических и управленческих практик уйдут годы, но это необходимо.

Представим, что Продукт завалился из-за недостаточного тестирования. Менеджер обычной компании первым делом создаст детальный процесс и закрепит за ним ответственного или целый департамент. Но тогда ответственности лишится Команда.

Мы верим, что излишнюю сложность в структурах и процессах надо убирать, извлекая большее из меньшего: отказываться от подготовительных и стабилизационных Спринтов, выделенных команд анализа требований, архитекторов и очередей из задач для каждой команды.

В LeSS команды кросс-функциональные. Они разбираются в бизнес-домене, дизайне и архитектуре, делят между собой общую кодовую базу для всех компонентов, сами анализируют требования заказчиков и конечных пользователей. В итоге они доставляют полноценную функциональность, а не внутренние компоненты или данные.

Условия для наращивания кросс-функциональных навыков создают Скрам-мастера и менеджеры. А ещё есть мы — быстрорастущее комьюнити практиков и коучей LeSS. Мы призываем вас превратить машинообразные бездушные организации в организации со смыслом, где людям будет приятно работать.

Не ожидайте, что этот процесс будет безболезненным. Но если вы возьмёте курс на гибкость, то упростите организацию, адаптируете её к быстро меняющимся условиям и реализуете скрытый потенциал.

P. S. Фундаментальные принципы, практические инструменты и истории внедрения LeSS мы разбираем на продвинутом курсе Certified LeSS Practitioner. Регистрация открыта

 

Автор статьи

Меня зовут Илья Павличенко, и я — Аджайл Коуч в компании Unusual-Concepts. Также я сертифицированный Скрам тренер в Scrum.org Я ни минуты не работаю, потому что занимаюсь любимым делом. Скрам — мое хобби и моя жизнь. Хотите больше узнать о том, как стать эффективным Скрам-мастером и Владельцем Продукта? Приходите на мои Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Product Owner (PSPO) тренинги.

Scrum ON!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *