В компании появляется стратегическая инициатива по переходу на Аджайл. Компания выделяет крупный бюджет и организует тендер на закупку услуг аджайл-коучей. После обучения запускают пилотные команды, которые сразу начинают буксовать, оказавшись в инородном для них культурном ландшафте. Большинство аджайл-трансформаций, которые я видел, начинались именно так.
Проблемы, с которыми сталкиваются пилотные Скрам-команды:
Всё вышеперечисленное можно назвать организационной гравитацией. Кроме неё в организациях есть сотрудники, которые явно или скрыто прикладывают максимум усилий для того, чтобы пилотные команды ограничились лишь поверхностными изменениями. Мой опыт показывает, что большинство «пилотов» имеют очень ограниченный успех. Часто организации даже не подозревают о том, насколько успешными могли бы быть пилотные команды.
В небольшом стартапе успех во многом зависит от навыков членов Команды, уровня доверия, заряженности и идейности людей, наличия хороших практик. В случае больших организаций культуру поведения и образ мышления определяют другие факторы: наличие распределённых команд, количество этажей иерархии, уровень бюрократизации, система KPI и бонусов.
Организационная гравитация настолько сильна, что правильнее сначала изменить структуру под будущие «пилоты», а затем лишь запускать Скрам-команды. Ниже я поясню, почему именно такой подход имеет более высокие шансы на успех.
В моей практике были команды и компании, в которых результат «пилотов» был просто потрясающим, а команды довольно быстро входили в гиперпродуктивное состояние. Не было необходимости даже в метриках и KPI, чтобы увидеть разницу.
Я долго думал об отличиях этих команд от менее эффективных и очень обрадовался, когда увидел исследования Ричарда Хакмана и Рут Вейджмэн, — их работа полностью подтверждает мой личный опыт:
60% успеха Команды закладывается ещё до того, как Команда формально запущена
Согласно исследованиям Leading Teams Ричарда Хакмана и What It Takes To Make Them Great Рут Вейджмэн эффективность Команды определяется:
Дизайн и структура играют определяющую роль в будущем успехе Команды. Вот результаты исследования Рут Вейджмэн:
Очевидно, что организационная структура значительно влияет на успех команд. Поэтому прежде чем запускать «пилот» по Скраму, нужно подготовить под него соответствующую структуру.
Ниже вы найдёте мой обычный чек-лист, который помогает оценить готовность компании к Скраму:
Неоптимальная структура — ФЕЙКОВЫЕ команды 🙁 | Оптимальная структура — НАСТОЯЩИЕ команды 🙂 |
---|---|
Фейковые продукты, сформированные вокруг внутренних бизнес-процессов или компонентов организации | Команды образованы вокруг продуктов или сервисов, которые покупают конечные пользователи на рынке |
Распределённые команды | Команды сидят в одной комнате за одним большим столом |
Наличие иерархии внутри команд (техлиды, тимлиды) | Отсутствие иерархии, есть только титул Разработчик |
Скрам-мастер и Команда находятся в разных локациях | Скрам-мастер и Команда в одной локации |
Команды не кросс-функциональны | Кросс-функциональные и кросс-компонентные команды |
Фейковый Владелец Продукта, не имеющий реальной власти, не владеющий бюджетом, который не может принимать стратегические решения | Концепция мини-CEO. Владелец Продукта, как Стив Джобс, полностью владеет Продуктом |
Контрактная игра в действии, наличие дедлайнов, коммитментов, успешность меряется по проектным критериям | Успешность оценивается по доставленной ценности и бизнес-критериям (ROI, P&L etc.) |
Наличие функциональных менеджеров у членов команд, которые могут влиять на их зарплату, отпуск и прочее | Отсутствие функциональных менеджеров у Команды Разработки. Команда работает напрямую с Владельцем Продукта и полностью лояльна ему |
Менеджеры запускают «пилоты» и формируют команды | «Пилоты» организуются вокруг волонтёрского движения, и команды сами формируют свой состав |
Команда имеет непостоянный состав и регулярно меняется | Команда стабильна, основной состав сохраняется на протяжении 1–3 лет минимум |
Система индивидуальных KPI | Командные KPI |
Разработчики получают зарплату в зависимости от уровня своей основной компетенции (Junior, Middle, Senior Java Developer) | Разработчики получают зарплату в привязке к тому, насколько мультизадачными со временем они становятся (T-Shaped, П-Shaped люди) |
Парт-тайм Скрам-мастер, часто совмещающий свою деятельность с разработкой | Фултайм Скрам-мастер, у которого 1–3 Скрам-команды |
Обучение не приветствуется, особенно в рабочее время | Команды имеют доступ к необходимому обучению и расширяют свои компетенции |
До внедрения Скрама организация имела функциональную структуру с командами, образованными вокруг архитектурных компонентов и технологий. Владелец компании жаловался на низкую скорость разработки и отсутствие прозрачности. Команды не понимали, что происходит и куда движется компания. Представители бизнеса и разработчики не общались между собой напрямую, большое количество координирующих ролей создавали эффект испорченного телефона. Ключевые решения в разработке принимали техлиды и тимлиды, забирая у команд ответственность и лишая их возможностей для самоорганизации.
Структура TOP Games Tech до перехода на Скрам
Перед запуском Скрам-команд мы расформировали функциональные подразделения и пригласили Владельцев Продукта из отдела маркетинга. Позже мы расширили определение Продукта, и в компании остался один Владелец Продукта. Разработчики сами образовали стабильные продуктовые Скрам-команды с выделенными Скрам-мастерами. Для каждой команды выделили отдельное помещение, убрали координирующие позиции, упразднили должности тимлидов и техлидов. Все участники команд без исключения стали называться разработчиками. Собственник компании непосредственно участвовал в трансформации и давал добро на все организационные изменения. Получилась вот такая структура:
Структура TOP Games Tech после перехода на Скрам
Уже через три месяца образованная продуктовая группа показывала высокую производительность и гибкость. Через полгода компания успешно вышла на конкурентный азиатский рынок. Считаю, что залогом успеха стало вовлечение людей, которым вернули ответственность и дали самим трансформировать место работы.
Мой опыт и исследования показывают, что командная эффективность на 60% определяется структурой, на 30% качественным стартом и на 10% коучингом. Чтобы повысить шансы на успех при запуске Скрам-команд, заручитесь поддержкой сверху и снизу и проведите организационные изменения ещё до старта. Удачи!
Меня привлекли человечный подход, ставка на живое общение и постоянное стремление увеличивать ценность. До этого работал менеджером проекта, и разница на лицо.Денис Сальников из N26 В Скрам-мастера стоит идти, если вы хотите помочь сотрудникам профессионально развиваться и вместе улучшить процесс работы, — у вас будет достаточно влияния, чтобы бросить вызов устаревшей системе управления. Ещё эта роль подойдёт тем, кто хочет выпустить передовой Продукт, — Скрам-мастера больше всего нужны инновационным компаниям.
Я пришла в новый отдел маркетинга, что помочь производителю программного обеспечения освоить рынок b2c. В компании уже был заметен Аджайл, но не было маркетинга как такового, и никто не знал, как маркетологам использовать Скрам. Я стала кем-то вроде проводника знаний о фреймворке.Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Если вам нравятся правила Скрама или вы хотите попробовать его в своей отрасли, тогда вперёд. Осталось разобраться, каково вам будет в новой роли и как её освоить.
Нужны терпение и навыки фасилитации. Скрам-мастер не может дать ответ напрямую — только подвести к нему.Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Скрам-мастером стать проще, если вы уже были неформальным лидером в коллективах. Сможете разрешить конфликт любой сложности: с отдельными сотрудниками, между Командой или в компании. Проще будет и оптимистам, которые не боятся изменений. Действия Скрам-мастера дают результат не сразу, и вашего запала должно хватить, чтобы довести всё до конца.
Большая часть работы Скрам-мастера — развитие коммуникаций, и ему пригодится умение договариваться со всеми в формате win-win.Михаил Скляренко из «Моего дела» Скрам-мастером стать сложнее, если вы не айтишник и не эйчар. Тренер Unusual Concepts Сергей Лобин советует найти опытного коллегу в качестве ментора. Ещё сложнее придётся людям, которые любят контролировать каждый шаг Команды.
Людям с сильным эго и глубокими техническими познаниями труднее всего воздерживаться и не влиять на принятие всех решений.Денис Сальников из N26 Если вы обладаете подходящими качествами или ваши качества хотя бы не усложнят работу, осталось воспользоваться одним — готовностью учиться.
Практика нужна, чтобы строить Скрам в компании, фасилитация — чтобы хорошо проводить встречи, а коучинг — чтобы лучше работать с людьми.Андрей Редин из «Альфа-Банка» Обучаться правилам Скрама — обязательное условие. Иначе вы не сможете оценить, насколько строго их соблюдают, и не сделаете компанию гибкой. В процессе обучения важно усвоить ценности Аджайла, чтобы знать, когда от правил Скрама можно отступить в пользу Продукта. Обучаться можно у аккредитованных тренеров. Это необязательно, но существенно увеличит шансы сдать экзамен и получить международный диплом.
Нельзя рассчитывать, что знание наизусть Руководства по Скраму без усвоения ценностей Аджайла поможет стать хорошим Скрам-мастером.Михаил Скляренко из «Моего дела» Обучаться коучингу можно в Международном Эриксоновском Университете или на тренингах. Есть тренинги по конфликтологии, бюджетированию — все они расширят ваш кругозор. Обучаться фасилитации стоит у крутого фасилитатора. Сергей Лобин советует Дмитрия Лазарева.
Умению слушать людей научиться тяжело. Но фасилитация ещё на старте поможет завоевать доверие сотрудников и компании.Сергей Лобин из Unusual Concepts Если вы уже обучены, поищите стажировку. В каждой компании свой Скрам, и чем больше увидите, тем лучше поймёте суть. Говорят, в «Альфа-Банке» уже пробуют стажёров. Можете устроиться и в штат. Полноценную роль Скрам-мастера предлагают в крупных компаниях. Спасибо Денису Сальникову, Лане Сан, Михаилу Скляренко, Андрею Редину и Сергею Лобину за помощь со статьёй.