В России все больше настоящего Скрама, поэтому мы решили познакомиться с лучшими Владельцами Продуктов и Скрам Мастерами.
Сегодня на вопросы UC отвечает Скрам Мастер Роман Дорошенко (Сбербанк).
Основное, что нужно сделать в первый месяц — установить личный контакт с командой, понять существующие взаимоотношения внутри команды, а также команды с окружением. Чтобы быть «в контексте», говорить с участниками команды на одном языке и быть готовым к «service to product owner», нужно понять продуктовую специфику.
В первую очередь я стараюсь развивать способность к самоорганизации, точнее, к самоуправлению (self-management). Здесь и умение говорить «нет», и самостоятельность в принятии решений относительно продукта, приоритетов и способов выполнения работ, и развитие компетенций в команде. Это нужно, чтобы у команды появилось чувство владения продуктом и процессом, запустился процесс непрерывных улучшений.
Я считаю, что первостепенный способ завоевание доверия — консистентность. Это когда слова человека не расходятся с его действиями, он не пытается изменить свою позицию и быть удобным. Однако, стоит различать грань между консистентностью и упорством, потому что признание ошибки — это способ личным примером воплотить ценность открытости.
Отношения с PO я выстраиваю, погружаясь в контекст разрабатываемого продукта. Для этого я считаю необходимым понимать потребности конечного пользователя, ценностное предложение и бизнес-модель продукта. Это позволяет вовремя подсказывать PO подходящие продуктовые подходы и практики, а также лучше работать с командой в целом.
Мой любимый подход к разрешению конфликтов — рационализация. Если очистить конфликт от эмоций, становится очевидно, что продолжать его нет смысла. Кроме того, после рационализации конфликта прекрасно работают техники фасилитации, и мне удается помочь группе найти решение, которое всех устраивает.
Для меня наращивание яиц напрямую связано с ростом моей компетенции и востребованности на рынке. Если ты востребован на рынке, тебе нечего бояться. Плох тот Скрам-мастер, который опасается пострадать за правду.
Развитие компетенций для меня состоит из двух частей — прокачки теоретических знаний (книги, тренинги, митапы) и практических. Практические навыки могут развиваться только в реальной работе с командами и организацией, поэтому все новые знания я стараюсь применять в своей работе. Регулярно прошу обратную связь, чтобы объективно оценивать свои зоны развития.
Для меня грань — переход из конструктивной повестки в указание на недостатки организации. Если у меня есть конкретные предложения по улучшению ситуации, грань еще не пройдена.
Основным критерием успеха команды я считаю ее способность поставлять ценность в запутанной среде.
В первую очередь я смотрю на развитие команды по нескольким направлениям: продукт, процесс, инженерные практики, ценности. Учитываю обратную связь. Во вторую очередь смотрю на организационные изменения в части структуры, процессов и культуры. Если есть движение по всем фронтам, я — молодец.