новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

ЗефиркииобучениевСкраме

Томас Эдисон и лампочки. Не так давно мы разбирались в таком тонком вопросе, что же такое неудачный Спринт. Я часто замечаю, что, несмотря на кажущуюся простоту Скрама, много его базовых концепций воспринимается неверно. Одно из часто встречающихся заблуждений:

Когда Цель Спринта не достигнута, Спринт считается неудачным.

Когда я слышу это определение, то сразу вспоминаю Томаса Эдисона и его 10 000 экспериментов с лампочкой. Эдисон рассматривал каждый неудачный опыт как устранение очередного неработоспособного решения, которое продвигало его все ближе к успеху. В действительности 9 999 «неудачных» опытов были необходимым условием на пути к конечному результату.
  tomas_edison_lamp
Посмотрим на самое первое описание Скрама 1995 года:

Спринты нелинейные и гибкие. По возможности используются явные знания, в противном случае мы пользуемся методом проб и ошибок. Спринты созданы для того, чтобы придти к конечному продукту (Ken Schwaber, SCRUM Development Process).

Давайте еще раз вспомним ключевые выводы:

Вернемся к Томасу Эдисону. В каком случае тысячи экспериментов, которые он провел, можно было бы считать неудачными? Наверное, если бы Томас каждый раз забывал фиксировать, какой материал для нити накаливания он использовал (отсутствие адаптации), либо же каждый раз проводил эксперимент в различных условиях (отсутствие прозрачности).

Дисциплинированное обучение. Разрабатывая новый продукт, мы встречаем большое количество неопределенностей. Перечислим некоторые из них:

В своей статье «Дисциплинированное обучение» Алистер Коберн пишет:
Дисциплинированное получение знаний состоит из последовательного устранения рисков с помощью небольших экспериментов и быстрых поставок. Команда разработки должна получать знания в каждой из четырех областей.

Очевидно, что в Скраме для нас единицей эксперимента является Спринт.

MVP и плата за знания. К сожалению, в этом мире за все нужно платить, в том числе и за знания, которые мы получаем. И будет действительно горько, если мы будем проходить Спринт за Спринтом, сжигая деньги инвесторов впустую. Подтвердить предположения можно получить, создав Minimum Viable Product (MVP) или Minimum Viable Solution (MVS). Существует несколько определений MVP, но мне нравится формулировка Эрика Риса:

Minimum Viable Product – нечто минимальное, что может подтвердить или опровергнуть наше предположение.

Эрик учился на своих ошибках. Первоначальные предположения, к большому его разочарованию, оказались неверными, и тогда он переключился на последовательное подтверждение или опровержение своих предположений. В итоге, конечный продукт стал успешным, но он сильно отличался от первоначального видения.

Кто построит самую высокую башню? Задачка с зефиром – одна из самых известных и популярных игр, обошедшая все страны и континенты. Игра, в которую играли дети и взрослые, представители различных профессий и индустрий. Цель упражнения очень проста – необходимо за 18 минут построить как можно более высокую конструкцию, на вершине которой будет зефирка. Правда, строительные материалы не совсем обычные. Для каждой команды нужно собрать набор, в котором находятся:

15370873492_f245bb15b1_n
Вывешиваем на флип-чарте правила игры и подробно объясняем их участникам. При необходимости проходим по ним несколько раз.

15695430021_af5f2cc493
Запускаем таймер и наблюдаем. Я проводил игру множество раз, и поэтому могу дать несколько советов:

Помним, что

Ценность игры для участников пропорционально качеству проведенного обсуждения после нее.
Fotor1109205243

Задачка с зефиркой уникальна тем, что из нее Скрам Мастеру можно «вытянуть» много разных концепций:

Timebox. Что вы чувствовали? Как отразилось на вас лично и на команде жесткое ограничение по времени? Подстегивал ли вас timebox?

Командная работа и самоорганизация. Команде были поставлены определенные рамки (ресурсы, время, конечная цель). Произошла ли самоорганизация внутри? Что вы при этом заметили? Как распределились роли внутри команды? Появился ли явный лидер? Если нет, то как вы принимали решения?

Фокус на получении знаний. Один из самых главных акцентов в задачке с зефиром делаем на этом пункте. Поделитесь с командами своими наблюдениями. Я заметил, что команды грубо можно отнести к двум категориям.

Категория первая. Сразу после начала игры начинается бурное обсуждение.  Кто-то рисует схему на бумаге, а кто-то вспоминает забытые формулы из курсов сопротивления материалов или теоретической механики. На бумаге появляется план, который затем обсуждается и улучшается в течение первых 13-15 минут. Потом приходит понимание того, что время уходит, а ничего еще не сделано. В последние секунды на еле стоящую от напряжения конструкцию, сверху насаживается зефирка, и все неожиданно распадается.
Происходит «big-bang integration & deployment», когда мы получаем знания лишь в самом конце.
3364
Предположения не были проверены и обратная связь была получена слишком поздно.

Категория вторая. После начала игры ребята сразу начинают экспериментировать и пробовать ограничения полученных материалов. Они проверяют на прочность и упругость спагетти, часто ломая некоторые из них. Иногда команды сразу насаживают на спагетти зефирку. Цель подобных экспериментов – подтвердить или опровергнуть предположения, чтобы получить необходимый опыт. Часто уже в течение первых 5-7 минут игры командам удается получить первую рабочую конструкцию. Оставшееся время они тратят, пытаясь улучшить полученный результат. Если не получается, то в последние минуты команда имеет возможность «откатиться» на рабочее решение. Процесс получения знаний выглядит в этом случае так:
3363
Вначале мы вынуждены платить за то, что учимся и получаем знания. Когда после нескольких неудачных попыток (а с первого раза редко, что получается) мы приходим к рабочему решению, дальше мы его расширяем, а в конце «полируем», если остается время.

Если мы признаем, что нашей целью является получение знаний, тогда мы должны стремиться минимизировать объем выполненной работы для поставки. Мы должны фокусироваться на том, что помогает нам учиться. Если делать это умело, то это может значить, что на выходе может быть не “production ready” продукт. Даже наоборот, если первая поставка “production ready”, то это может значить, что вы, скорее всего, проделали лишнюю работу (Jeff Patton, User Story Mapping).

Тяжело для взрослых и легко для детей. Вы можете по этой ссылке посмотреть один из самых популярных Ted Talk (более 2 млн. просмотров), где Том Войец представляет удивительное и глубокое исследование задачки с зефиркой. В одном из эпизодов он рассказывает о том, что по статистике наихудшие результаты показывают выпускники MBA, а наилучшие – дети.

И это неудивительно. Хочется еще раз вспомнить Томаса Эдисона, который ходил в школу три месяца, после чего был назван учителем «безмозглым». Эдисон получил только домашнее образование от матери. Как в известной фразе о том, что по законам аэродинамики шмель не может летать, Эдисон предпочитал не знать мнения экспертов о том, что что-то невозможно.

Назад к Скраму. Рассмотренные концепции являются продуктовыми и замечательно, если Владелец Продукта умело владеет ими, но, к сожалению, это редкость. С другой стороны, одна из обязанностей Скрам Мастера – обучение Владельца Продукта эффективным техникам управления Беклогом Продукта. Давайте перечислим, что может сделать Скрам Мастер:

 
И, конечно, не забудьте дать команде поиграть в задачку с зефиркой. Это простая, но удивительная игра, которая на абстрактном уровне помогает понять важные принципы успешного создания продуктов в современном мире.

Scrum On!

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Андрей Толмачев собрал статьи о Скрам-мастерстве, управлении продуктами и техническом совершенстве. О пяти важных элементах Скрама, на которые обычно обращают мало внимания Как извлечь из Обзора Спринта больше пользы с помощью техники «Базар» Хорошее объяснение аспектов роли Владельца Продукта Как ориентировать продуктовые роудмапы на результат Джон Коулман делится полезными ссылками для тех, кто хочет разобраться в системном моделировании и использовании CLD-диаграмм на Ретро и не только Гюнтер Верхейен о ДНК Скрама и метафоре House of Scrum (по аналогии с House of Lean) Стив Траппс делится впечатлениями от нового тренинга Professional Scrum Master II, или как его еще называют, Advanced Professional Scrum Master Восемь качеств эмоционально осознанного Скрам-мастера Юрген Аппело о том, с чего начинаются инновации Джошуа Кириевски о том, чему можно поучиться у великих комиков и как это связано с принципами Modern Agile «В Руководстве по Скраму говорится...» — о догматизме при ответах на вопросы Каким не должен быть ваш MVP
Скрам-мастера сейчас нужны, но хороших специалистов мало. И это прекрасный шанс закрепиться в профессии. Посмотрим, зачем в неё идти, кому придётся сложнее и чему стоит обучаться.

Зачем идти в Скрам-мастера

Скрам используют в условиях многозадачности, неопределённости, постоянных инноваций, когда традиционные способы управления неэффективны. Поэтому Скрам-мастер не типичный менеджер. Сотрудников он учит работать по новым правилам и наслаждаться процессом, а компании помогает перестраиваться и регулярно выпускать работающий Продукт.
Меня привлекли человечный подход, ставка на живое общение и постоянное стремление увеличивать ценность. До этого работал менеджером проекта, и разница на лицо.
Денис Сальников из N26 В Скрам-мастера стоит идти, если вы хотите помочь сотрудникам профессионально развиваться и вместе улучшить процесс работы, — у вас будет достаточно влияния, чтобы бросить вызов устаревшей системе управления. Ещё эта роль подойдёт тем, кто хочет выпустить передовой Продукт, — Скрам-мастера больше всего нужны инновационным компаниям.
Я пришла в новый отдел маркетинга, что помочь производителю программного обеспечения освоить рынок b2c. В компании уже был заметен Аджайл, но не было маркетинга как такового, и никто не знал, как маркетологам использовать Скрам. Я стала кем-то вроде проводника знаний о фреймворке.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Если вам нравятся правила Скрама или вы хотите попробовать его в своей отрасли, тогда вперёд. Осталось разобраться, каково вам будет в новой роли и как её освоить.

Кому проще, а кому сложнее освоить роль

Скрам-мастер постоянно сталкивается с сопротивлением. Помогать сотрудникам профессионально развиваться — здорово на бумаге. На практике не все люди осознают, что им хотят помочь, и меняться ради того, чего не понимают, они не готовы. Поэтому Скрам-мастер отводит большую часть времени на работу со старыми убеждениями, и навыки нужны соответствующие.
Нужны терпение и навыки фасилитации. Скрам-мастер не может дать ответ напрямую — только подвести к нему.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Скрам-мастером стать проще, если вы уже были неформальным лидером в коллективах. Сможете разрешить конфликт любой сложности: с отдельными сотрудниками, между Командой или в компании. Проще будет и оптимистам, которые не боятся изменений. Действия Скрам-мастера дают результат не сразу, и вашего запала должно хватить, чтобы довести всё до конца.
Большая часть работы Скрам-мастера — развитие коммуникаций, и ему пригодится умение договариваться со всеми в формате win-win.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Скрам-мастером стать сложнее, если вы не айтишник и не эйчар. Тренер Unusual Concepts Сергей Лобин советует найти опытного коллегу в качестве ментора. Ещё сложнее придётся людям, которые любят контролировать каждый шаг Команды.
Людям с сильным эго и глубокими техническими познаниями труднее всего воздерживаться и не влиять на принятие всех решений.
Денис Сальников из N26 Если вы обладаете подходящими качествами или ваши качества хотя бы не усложнят работу, осталось воспользоваться одним — готовностью учиться.

Чему стоит обучаться

Скрам-мастер — это практик, коуч, фасилитатор. Он обладает и другими навыками, но развивается прежде всего в трёх направлениях.
Практика нужна, чтобы строить Скрам в компании, фасилитация — чтобы хорошо проводить встречи, а коучинг — чтобы лучше работать с людьми.
Андрей Редин из «Альфа-Банка» Обучаться правилам Скрама — обязательное условие. Иначе вы не сможете оценить, насколько строго их соблюдают, и не сделаете компанию гибкой. В процессе обучения важно усвоить ценности Аджайла, чтобы знать, когда от правил Скрама можно отступить в пользу Продукта. Обучаться можно у аккредитованных тренеров. Это необязательно, но существенно увеличит шансы сдать экзамен и получить международный диплом.
Нельзя рассчитывать, что знание наизусть Руководства по Скраму без усвоения ценностей Аджайла поможет стать хорошим Скрам-мастером.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Обучаться коучингу можно в Международном Эриксоновском Университете или на тренингах. Есть тренинги по конфликтологии, бюджетированию — все они расширят ваш кругозор. Обучаться фасилитации стоит у крутого фасилитатора. Сергей Лобин советует Дмитрия Лазарева.
Умению слушать людей научиться тяжело. Но фасилитация ещё на старте поможет завоевать доверие сотрудников и компании.
Сергей Лобин из Unusual Concepts Если вы уже обучены, поищите стажировку. В каждой компании свой Скрам, и чем больше увидите, тем лучше поймёте суть. Говорят, в «Альфа-Банке» уже пробуют стажёров. Можете устроиться и в штат. Полноценную роль Скрам-мастера предлагают в крупных компаниях. Спасибо Денису Сальникову, Лане Сан, Михаилу Скляренко, Андрею Редину и Сергею Лобину за помощь со статьёй.
Комментарии