новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

МногорешенийнаРетроспективе?Будьтеосторожны!

Мы не выскочки. Чаще всего люди говорят на конференциях и пишут в блогах об успешном опыте внедрения той или иной техники Скрама  в командах и организациях.  Людям вообще свойственно делать акценты на позитиве и тщательно скрывать собственные ошибки и неудачи. В крайнем случае, о проблемах можно просто умолчать.  Получается прямо как в Гайдаровском рассказе «Чук и Гек»:

– Врaть нельзя, – вздохнул Гек. – Мaмa зa врaнье всегдa еще хуже сердится.

– А мы не будем врaть! – рaдостно воскликнул Чук. – Если онa спросит, где телегрaммa, – мы скaжем. Если же не спросит, то зaчем нaм вперед выскaкивaть? Мы не выскочки.

108595732_0_a0f2e_ba37d67_L.jpg

В этом блог-посте я буду «выскочкой» и расскажу об одной неудаче, постигшей меня чуть более года назад на одной из Ретроспектив.

Дух Скрама. Мне нравится знакомиться с командами, проводя у них Ретроспективы. Это дает возможность услышать о проблемах, «почувствовать» людей и атмосферу в коллективе, по возможности наладить доверительные  отношения. Команда, о которой пойдет речь, адаптировала лишь отдельные практики и терминологию Скрама. Как обычно, не хватало самого главного компонента, который явно не упоминается в Скрам Гайде, но без которого Скрам теряет весь свой смысл и превращается лишь в механический набор ритуалов, ролей и артефактов.  Я говорю о Духе Скрама, который живет в пяти ценностях Скрама (Openness, Respect, Courage, Focus, Commitment) и Аджайл Манифесте.

Подготовка. Я тщательно подготовился к этой встрече, поэтому по привычке составил подробную карту фасилитации, что и вам всегда советую делать. Кроме того, я определил несколько мест, где возможна «пробуксовка» и для этого продумал несколько дублирующих активностей (план «Б»).

Ретроспектива. Когда я по истечении 3-х часов вышел из комнаты команды, в голове у меня вертелась лишь одна мысль «это триумф». Ретроспектива прошла на «Ура». Все ребята без исключения принимали активное участие. Я почувствовал, что команда уже давно прошла фазу шторма (модель групповой динамики Такмана) и люди уже успели хорошо притереться друг к другу.

По итогам Ретро команда приняла целых 15 (ВНИМАНИЕ!) решений. Мы работали так энергично, что я еле успевал записывать их в формате (Who-What-When). На заготовленный флип-чарт давно уже не влезали стикеры и я вынужденно перешел на дверь (смотрите на фотографию ниже).

SAM_0362.png

После ретроспективы мы вышли уставшие, но довольные проделанной работой. Мы были в предвкушении больших перемен, однако этого не случилось так быстро, как нам этого хотелось.

Что не так?

1.   Было принято слишком много решений (15). По факту же из них было реализовано менее половины. Мы потеряли фокус (одна из ценностей Скрама) и переоценили свои силы.  Многие стали задаваться вопросом «А зачем тогда вообще нужны такие Ретроспективы?». В итоге понадобилось  время, чтобы справиться с этими упадническими настроениями.

2.   Но даже если бы мы воплотили в жизнь все 15 решений – команда испытала бы большой стресс. У каждой команды/компании есть свой индивидуальный порог на количество изменений за единицу времени (Спринт). Уверен, в этом случае он был бы перейден.

3.   Мы не расставили приоритеты среди принятых решений, а свалили их просто в кучу. Для расстановки приоритетов необходимо было для начала выработать некий критерий. Например, можно для этого использовать Frequency-Impact матрицу. Закон Парето еще никто не отменял – “20% усилий  дают 80% результата, а остальные 80% усилий лишь 20% результата”.

4.   «Эффект Бабочки»  – взмах крыла бабочки в Бразилии может привести к Торнадо в Техасе. Каждое принятое решение на Ретро – это эксперимент, который может быть удачным, а может и нет. Большое количество экспериментов и их наложения могут привести к подобным непредсказуемым и непропорциональным эффектам. Потом исправить ситуацию и разобраться в том, что произошло уже будет невероятно сложно. (Читаем блог-пост о модели Кеневин)

Я рекомендую принимать на Ретроспективе не более 1- 3 важных решений. Научитесь бороться с чрезмерным оптимизмом и двигайтесь вперед маленькими, но уверенными шажками. Обязательно при этом учитывайте следующие переменные:

Кажется, вот и вся история. А был ли у вас подобный негативный опыт при проведении Ретроспектив? Делимся мыслями в комментариях.

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Семён опять в отчаянии. Команда сказала ему, что не хочет больше участвовать в Ретроспективах: «Дай нам спокойно поработать». В чём причина, и как её исправить? Отвечает Андрей Толмачев: Ретроспектива, как и любое событие Скрама, должно приносить ценность её участникам. Если ценности нет, люди перестанут ходить на Ретроспективы. Скрам-мастер несёт ответственность за то, чтобы Ретроспектива помогала Скрам-команде становиться более продуктивной. Если это будет происходить, участники команды будут ждать Ретроспектив с нетерпением. Давайте разберём типичные ошибки начинающего Скрам-мастера, которые приводят к тому, что Ретроспектива не работает.

Время Ретро подходит к концу, а Команда только закончила набрасывать проблемы

Ошибка Скрам-мастера: плохое планирование времени Ретроспективы. Плохая фасилитация. Решение: готовьтесь к Ретроспективе заранее. Составьте поминутный план с упражнениями и заложите запасное время на случай, если что-то пойдёт не так. Во время Ретро используйте таймер, чтобы отслеживать время упражнений.

Скрам-мастер мечется перед группой со стикерами и маркерами, а группа сидит в телефонах

Ошибка Скрам-мастера: замыкает всю энергию и активность группы на себе. Решение: помните, что главные действующие лица Ретро — члены Команды, а не Скрам-мастер. Как можно больше давайте им работать самостоятельно.

Команда приняла первое пришедшее в голову решение

Ошибка Скрам-мастера: позволяет лечить симптомы, а не настоящие причины. Большинство сложностей, с которыми сталкиваются команды, имеют системную природу и уходят корнями в несколько типичных причин. Лечить симптомы — всё равно что рубить головы гидры. Они возникнут снова. Решение: научите Команду мыслить системно. Расскажите ей про инструменты системного анализа: диаграммы причин и следствий, «5 почему», CLD. Используйте их, прежде чем переходить к решениям.

Обсуждение прыгает с темы на тему, тем временем Ретроспектива подходит к концу

Ошибка Скрам-мастера: позволяет Команде уйти в сторону от основной темы. Решение: используйте инструменты фасилитации, например, трекинг.

Команда обсуждает каждую из обнаруженных проблем

Ошибка Скрам-мастера: пытается решить все проблемы, в результате чего — спешка и поверхностные решения. Решение: сфокусируйтесь на 1–3 проблемах. Для этого проголосуйте за них или используйте более продвинутые методы категоризации. Лучше найти качественное решение одной проблемы, чем посредственные решения для десяти.

В конце Ретроспективы у Команды нет чёткого понимания, что и когда делать

Ошибка Скрам-мастера: не доводит группу до конкретных выполнимых действий. В результате пар выпустили, а решений нет. Решение: обязательно оставьте группе время на поиск и выбор решений и убедитесь, что они сформулированы по SMART.

Решения, принятые на прошлых Ретро, не были реализованы

Ошибка Скрам-мастера: не организует процесс, при котором выбранные решения исполняются. Решение: убедитесь, что участники Команды верят в выполнимость улучшения и готовы его реализовывать. Помните, взятые в Спринт улучшения попадают в Бэклог Спринта. Не забудьте учесть эту работу на Планировании Спринта. Чтобы не совершать ошибок, приходите к Андрею Толмачеву на тренинг по Скраму.
Технологию Открытого Пространства я активно использую в течение нескольких лет и хочу поделиться тем, как её можно использовать в контексте Скрама, аджайл-трансформациях и подобных инициативах. Подружите Открытое Пространство с Аджайлом

Что такое Открытое Пространство

Технология Открытого Пространства — это один из методов, позволяющих разным людям в организациях проводить воодушевляющие встречи и мероприятия. Мне посчастливилось использовать Открытое Пространство в различных контекстах со Скрам-командами, и технология работала всегда. Открытое Пространство лучше всего работает тогда, когда работа очень сложна, люди разделены, а решение нужно было ещё вчера.

Правила и принципы

Открытое Пространство основано на страсти, ответственности и самоорганизации, поэтому в нём участвуют только по желанию. Обязательно подчеркните это в приглашении, которое вы высылаете перед Открытым Пространством. Во время проведения мероприятия действуют четыре принципа:
  1. Кто бы ни пришёл на обсуждение — это именно те, кто нужны.
  2. Когда бы это ни началось — это нужное время.
  3. Когда это закончится, тогда и закончится.
  4. Чтобы ни произошло — это именно то, что должно произойти.
Участники могут переходить в любое место Открытого Пространства, если чувствуют, что им неинтересно. Мы называем это правилом двух ног.

Как провести

Классический вариант Открытого Пространства подразумевает лишь одного фасилитатора. Но мы всегда работали командой, и я никогда не жалел об этом. Команда помогает основному фасилитатору подготовить пространство, следить за динамикой обсуждений, даёт обратную связь. Да и вообще, вместе веселее. Соберите людей в помещении, посадите в круг. Если участников много (сотни, тысячи), то кругов будет несколько. Фасилитатор приветствует участников, объясняет, по каким принципам работает Открытое Пространство и что нужно сейчас сделать. Чтобы создать тему для обсуждения, участник выходит в центр круга, пишет на листе название своей темы, озвучивает её в микрофон и приклеивает в любую свободную ячейку расписания. Инициатор темы отвечает за то, чтобы дискуссия состоялась, а также заполняет отчёт о прошедшем обсуждении в формате: инициатор, основные тезисы, участники дискуссии. Заполненный отчёт он помещает на новостную стену. После объяснения правил фасилитатор кладёт микрофон в центр круга и замолкает, а участники начинают один за одним вставать и предлагать темы для обсуждения. Меня часто спрашивают: «Что делать, если в центр круга никто не выйдет?» Я никогда не видел подобного. Если люди добровольно пришли на эту встречу, значит, им есть что сказать. Затем фасилитатор приглашает всех участников Открытого Пространства к доске с расписанием, где они могут вписать своё имя в понравившиеся слоты. По договорённости можно объединять и менять расписание. Со стороны это выглядит как базар, где люди торгуются между собой. Открытие обычно занимает час-полтора. После открытия активное участие фасилитатора заканчивается. С этого момента он больше становится наблюдателем и хранителем пространства, где участники самостоятельно проводят обсуждения. На закрытии участники возвращаются на свои места и по очереди, передавая друг другу микрофон, делятся всем важным и ценным, что для них было на прошедшем Открытом Пространстве.

Где применить

Ретроспектива, координация между командами в масштабируемом Скраме. Открытое Пространство — одна из отличных практик, которую вы можете взять на вооружение в случае масштабируемого Скрама. Соберите все команды в одном помещении, посадите их в круг и дайте людям генерировать решения проблем, которые по-настоящему их волнуют. К примеру, с помощью Открытого Пространства мы решали вопрос о выборе стульев в офисе (да, это было важно в упомянутом контексте), выбирали практики для координации между несколькими Скрам-командами и создавали организационную структуру. Встреча от 10 человек. Я успешно использовал формат Открытого Пространства для продуктивной организации встречи 25 тестировщиков в одной из компаний, где проходила аджайл-трансформация. А в другой компании я провёл Открытое Пространство на 500 человек, где работники генерировали инициативы для компании. Митап, конференция. Открытое Пространство отлично зарекомендовало себя на митапах по Скраму с 60–80 участниками, которые я провожу. Удивительно, сколько инсайтов получают небезразличные люди, которых объединяет в помещении общая страсть и желание что-то менять.

Запомнить

  1. Открытое Пространство основано на трёх принципах: страсти, ответственности и самоорганизации.
  2. Открытое Пространство можно эффективно использовать во многих контекстах: Ретроспективе, координации между Скрам-командами в LeSS и Нексусе, запуске аджайл-трансформации, митапе, конференции.
  3. Открытое Пространство может быть использовано с группами от десяти до нескольких тысяч человек.
  4. Открытое Пространство работает всегда, если вы собрали в помещении небезразличных людей.

Узнать больше об Открытом Пространстве

Комментарии