новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

КакопределитьПродуктв Скраме

Скрам и Аджайл работают с продуктами, поэтому критически важно договориться о том, что такое Продукт. Определение Продукта напрямую влияет на состав Команды Разработки, количество команд и выбор Владельцев Продукта, поэтому я рекомендую обратить особое внимание на этот этап. С чего начать определение Продукта?

Постройте канвас ценностного предложения (VP)

Удобно определять Продукт, используя канвас ценностного предложения (Value Proposition Canvas). В этом канвасе мы исследуем клиента и записываем, какие задачи он решает, с какими проблемами сталкивается, что хочет получить.

Давайте представим, что я хочу открыть пиццерию, ориентированную на массовый рынок. Первое исследование клиентов даст примерно такие результаты:

Задачи, которые решает клиент Проблемы, возникающие во время решения задач Выгоды, которые хочет получить клиент
заказывает пиццу; поздняя доставка; быстрая доставка;
отмечает день рождения; необходимость наличных и сдача; доставка пиццы домой;
хочет порадовать детей; очереди в пиццерии; экономия времени;
заказывает пиццу по пятницам; долго ехать в пиццерию; экономия средств;
приглашает друзей в гости; товар выглядит не так, как на картинке и в рекламе; отличный вкус.
хочет пообедать на рабочем месте. дорогая пицца.

Черновик канваса можно построить на наших предположениях, но после понадобится провести интервью с пользователями, которые подтвердят или опровергнут наши гипотезы.

Сформулируем ценностное предложение нашей пиццерии:

Как будем решать боли клиента Как будем создавать выгоды клиенту Продукты и сервисы
заказ пиццы на дом; уникальные рецепты (бабушкины рецепты); заказ по телефону;
безналичная оплата; доставка в течение 30 минут; приложение для Android;
доставка в течение 30 минут; акции (например, каждая 10 пицца бесплатно); приложение для iOS;
фото высокого разрешения. пиццерия в центре города; заказ через сайт;
программа лояльности. заказ на кассе в пиццерии;
рассылка по клиентам.

Объединяем всю информацию в канвас ценностного предложения. В случае с пиццерией он выглядит так:
Как определить Продукт в Скраме
Нас интересует левый треугольник «Продукты и сервисы». В нём мы собрали то, что будет решать задачи клиента. Например, приложение для Android решает задачу «Заказать пиццу на дом» и экономит время клиента. Но что из того, что собрано в этом секторе, можно назвать Продуктом?

Определяйте Продукт по возможности максимально широко

Глядя на наше ценностное предложение, я мог бы назвать Продуктом:

Тогда у нас четыре продукта и, следовательно, четыре Владельца Продукта со своими Бэклогами и приоритетами. Выглядит очень логично, но подобный подход вызывает некоторые побочные эффекты:

Теперь представим, что мы назвали все четыре сервиса одним Продуктом. В этом случае у нас один Владелец Продукта и несколько команд, работающих над одним Бэклогом Продукта. В каждой команде есть необходимые компетенции, чтобы изменять любой из каналов поставки ценностного предложения (сайт, Android, iOS, касса).
Как определить Продукт в Скраме
Очевидно, что в такой структуре один Владелец Продукта может быстрее принимать решения и эффективнее оптимизировать бизнес-ценность. Представьте, что стартовала рекламная кампания, и теперь заказ каждой 10 пиццы для пользователя бесплатный. В этом случае централизованный Владелец Продукта поставит на первое место в Бэклоге задачу «Реализовать рекламную кампанию сразу во всех каналах: сайт, Android, iOS, касса».

Более широкое определение Продукта позволяет эффективнее доставлять ценность на рынок, быстрее создавать выгоды и закрывать боли пользователей.

Проверьте характеристики Продукта

У настоящего Продукта есть три ключевые характеристики:

Проверьте, соответствует ли ваш Продукт этим критериям. Если нет — самое время его изменить.

Основные мысли статьи

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Большие элементы в Бэклоге продукта (PBI) — причина неприятных сюрпризов и повышенной вариативности в Спринте. Чем больше задача, тем больше неизвестных. Большие PBI с трудом вмещаются в Спринт, а Владелец Продукта и стейкхолдеры могут долго не видеть результатов работы Скрам-команд. Недавно я начал работать с двумя фиче-командами. Владелец Продукта поместил наверх Бэклога одну огромную фичу, которая, по предварительной оценке, должна была занять команды на много Спринтов вперёд. На актуализации Бэклога Продукта присутствовали обе команды в полном составе (Multi-Team PBR). Мы декомпозировали, оценили и подготовили Бэклог Продукта к планированию за восемь шагов.

Шаг 1. Определить связь PBI с бизнес-целью

Мы обсудили, что связывает PBI с ближайшей бизнес-целью: с увеличением конверсии заявок с сайта (CR). Если ранее вы не определили бизнес-цель, то техника Impact Mapping и её вариация Extended Impact Mapping точно помогут на этом шаге.

Шаг 2. Описать PBI в формате «кто, что и зачем»

Я часто использую такой формат описания элементов Бэклога Продукта:
  • кто — пользовательский сегмент или персона;
  • что — краткое описание задачи;
  • зачем — бизнес-ценность или ценность для пользователя.
Владелец Продукта и команды обсудили это в открытой дискуссии. Я зафиксировал сказанное на флипчарте, чтобы к информации было легко вернуться.

Шаг 3. Разбить PBI в малых группах

Мы сформировали четыре группы по 3–5 человек и отправили их на рабочии станции в опенспейсе, где они в течение 20 минут декомпозировали PBI. Ребята использовали паттерны разбиения и другие техники, в частности, User Story Mapping. Если команды ещё не владеют навыками декомпозиции, нужно провести обучающий воркшоп. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 4. Представить варианты разбиения

У нас получились четыре варианта декомпозиции. Теперь я хотел, чтобы мы нашли самое ценное в каждом из них. Для этого мы прошлись по каждой рабочей станции, где нам презентовали каждый из вариантов разбиения. На каждой станции мы пробыли не более пяти минут. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 5. Провести финальную «склейку»

Я попросил Владельца Продукта и нескольких представителей команд сделать финальную «склейку» различных вариантов декомпозиции. Для этого мы принесли все флипчарты и повесили их на стену. Владелец Продукта выбирал наиболее удачные части и размещал их на финальной версии. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 6. Оценить и приоритезировали полученные фичи

К этому моменту гигантская фича была разбита на более мелкие элементы. Я попросил представителей из каждой команды провести экспресс-оценку при помощи «рубашечных размеров». Затем Владелец Продукта упорядочил все полученные фичи. В итоге мы получили 11 фич, самые приоритетные из которых должны были комфортно поместиться в двухнедельном Спринте. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 7. Прояснить приоритетные PBI

Каждая группа, взяв одну фичу из верхушки Бэклога Продукта, прояснила её на рабочей станции. Через 20 минут на каждой станции появились:
  • описание фичи,
  • обновлённая оценка,
  • приемочные критерии,
  • бизнес- и пользовательская ценности.
Далее мы сделали несколько раундов «мирового кафе», двигаясь по часовой стрелке. На каждой станции был человек, который принимал обратную связь и рассказывал о фиче.

Шаг 8. Обсудить полученную ценность

Перед закрытием встречи я попросил озвучить полученные ценности и зафиксировать результат на флипчарте. Это были оценки, цель на квартал, полная картина происходящего.

Выводы

  • Предпочитайте использовать Multi-Team PBR, когда Бэклог Продукта актуализируют сразу несколько команд.
  • Всегда начинайте обсуждение PBI со связи с бизнес-целью.
  • Декомпозируйте элементы Бэклога Продукта с помощью паттернов разбиения и техники User Story Mapping.
  • Работайте в малых группах и форматах мирового кафе, трейдшоу или коктейльной вечеринки.
  • Для лучшего взаимодействия используйте бумагу, флипчарты, ножницы или стикеры.
 
Андрей Толмачев рассказывает, как разрешить взаимное недовольство Владельца Продукта и Команды Разработки.

Условия задачи

Представьте такую ситуацию. Вы — новый Скрам-мастер. Ваша Команда Разработки состоит из системного аналитика, двух разработчиков и двух специалистов по тестированию. Длина Спринта — две недели. Команда работает со сложной системой на старой платформе, поэтому для каждого элемента Бэклога Продукта аналитика, разработка и тестирование попадают в отдельные Спринты. В течение последнего Спринта Команда не успела сделать работу, взятую в Спринт, поэтому на Ретро Владелец Продукта допытывается, кто чем занимался в течение Спринта. Владелец Продукта жалуется, что Команда работает очень медленно. Члены Команды жалуются, что бизнес контролирует и микроменеджит их. Как разрешить взаимное недовольство Владельца Продукта и Команды Разработки? Давайте разбираться.

Что происходит

Для каждого элемента Бэклога Продукта аналитика, разработка и тестирование попадают в отдельные Спринты — это означает, что элемент будет готов к выпуску только через три Спринта. В таком случае истинная длина Спринта равна шести неделям — это больше, чем допускает Руководство по Скраму.
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.
Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате:
  • возрастает риск сделать не то, что надо. Способность реагировать на изменения падает;
  • стабильность процесса падает, прогнозировать работу сложно. Например, тестирование выявляет дефекты через недели после разработки. Баги обнаруживаются поздно, поэтому объём «поддержки» будет меняться от Спринта к Спринту;
  • рабочий процесс перестаёт быть прозрачным.
По этим причинам Команда Разработки теряет доверие Владельца Продукта и стейкхолдеров, следовательно, давление возрастает и начинаются конфликты.

Решение

Скрам-мастер не может решить проблему самостоятельно, но может помочь своей Команде следующим образом:
  • объяснить описанную выше системную динамику и её вредные последствия. Скрам-команда должна понимать, что правило Скрама про Done Increment каждый Спринт — это естественное системное решение их проблемы;
  • помочь сформулировать или пересмотреть минимальный DoD, который может быть выполнен в течение Спринта и который обеспечит готовность Инкремента к релизу;
  • научить Команду Разработки правильно декомпозировать элементы Бэклога. Небольшие элементы в Бэклоге Продукта способствуют ранней поставке, оптимизации ценности Продукта и улучшению потока работы;
  • помочь договориться взять в следующий Спринт хотя бы один небольшой элемент Бэклога, но довести его до состояния Done;
  • визуализировать поток работы. Прозрачность — залог успеха;
  • устранить простои в работе. Для этого Скрам-мастер обучает Команду хорошим инженерным практикам, например, общему владению кодом, стимулирует развитие T-shaped или E-shaped людей в Команде, заключает командные соглашения;
  • объяснить Владельцу Продукта, что причина задержек — технический долг и убедить его выплатить.
Используйте Ретроспективу, чтобы найти лучшие решения по устранению препятствий. Помните, что эти решения — эксперименты, не факт, что они принесут ожидаемый эффект. Поэтому инспектируйте результаты прошлых решений и адаптируйте решения на следующих Ретроспективах.

Итоги

Готовый Инкремент в конце Спринта — это важнейшие правило Скрама, которое помогает избежать роста рисков, потери предсказуемости и гибкости. Описанные причинно-следственные связи полезно знать, чтобы понимать, почему Скрам требует соответствующий DoD, готовый к релизу Инкремент каждый Спринт. Следующие действия могут помочь в достижении этой цели:
  • декомпозиция работы на небольшие PBI;
  • визуализация потока работы в Спринте и поиск основных узких мест;
  • устранение «простоев» работы с помощью командных соглашений, хороших инженерных практик и развития T-shaped или Е-shaped людей;
  • планомерная ликвидация технического долга.
Комментарии
Любовь Мамаева, 21 февраля 2018

Артём!
Можно назвать и сайт, и приложения, и сервис заказов на кассе отдельными Продуктами. Но если всю структуру соединить в один Продукт и назначить одного Владельца Продукта, будет продуктивнее. Об этом обе статьи.

Артём, 20 февраля 2018

В статье Что такое Продукт в Скраме говорится что сайт это канал распространения и мобильное приложение так же.
В этой статье сайт и мобильные приложения отнесены к продуктам. Где же правда ?