Как определить Продукт в Скраме

Скрам и Аджайл работают с продуктами, поэтому критически важно договориться о том, что такое Продукт. Определение Продукта напрямую влияет на состав Команды Разработки, количество команд и выбор Владельцев Продукта, поэтому я рекомендую обратить особое внимание на этот этап. С чего начать определение Продукта?

Постройте канвас ценностного предложения (VP)

Удобно определять Продукт, используя канвас ценностного предложения (Value Proposition Canvas). В этом канвасе мы исследуем клиента и записываем, какие задачи он решает, с какими проблемами сталкивается, что хочет получить.

Давайте представим, что я хочу открыть пиццерию, ориентированную на массовый рынок. Первое исследование клиентов даст примерно такие результаты:

Задачи, которые решает клиент Проблемы, возникающие во время решения задач Выгоды, которые хочет получить клиент
заказывает пиццу; поздняя доставка; быстрая доставка;
отмечает день рождения; необходимость наличных и сдача; доставка пиццы домой;
хочет порадовать детей; очереди в пиццерии; экономия времени;
заказывает пиццу по пятницам; долго ехать в пиццерию; экономия средств;
приглашает друзей в гости; товар выглядит не так, как на картинке и в рекламе; отличный вкус.
хочет пообедать на рабочем месте. дорогая пицца.

Черновик канваса можно построить на наших предположениях, но после понадобится провести интервью с пользователями, которые подтвердят или опровергнут наши гипотезы.

Сформулируем ценностное предложение нашей пиццерии:

Как будем решать боли клиента Как будем создавать выгоды клиенту Продукты и сервисы
заказ пиццы на дом; уникальные рецепты (бабушкины рецепты); заказ по телефону;
безналичная оплата; доставка в течение 30 минут; приложение для Android;
доставка в течение 30 минут; акции (например, каждая 10 пицца бесплатно); приложение для iOS;
фото высокого разрешения. пиццерия в центре города; заказ через сайт;
программа лояльности. заказ на кассе в пиццерии;
рассылка по клиентам.

Объединяем всю информацию в канвас ценностного предложения. В случае с пиццерией он выглядит так:

Как определить Продукт в Скраме

Нас интересует левый треугольник «Продукты и сервисы». В нём мы собрали то, что будет решать задачи клиента. Например, приложение для Android решает задачу «Заказать пиццу на дом» и экономит время клиента. Но что из того, что собрано в этом секторе, можно назвать Продуктом?

Определяйте Продукт по возможности максимально широко

Глядя на наше ценностное предложение, я мог бы назвать Продуктом:

  • приложение для Android;
  • приложение для iOS;
  • сайт;
  • сервис заказа на кассе (скорее всего там будет отдельное программное обеспечение, с которым работает продавец).

Тогда у нас четыре продукта и, следовательно, четыре Владельца Продукта со своими Бэклогами и приоритетами. Выглядит очень логично, но подобный подход вызывает некоторые побочные эффекты:

  • Владельцам Продукта придётся тратить время на согласования между собой, потому что на самом деле они работают в рамках одного ценностного предложения и должны синхронизироваться.
  • Появляются вынужденные зависимости между командами, потому что они являются частями одного ценностного предложения.
  • Начинаются политические игры между Владельцами Продукта, будет тяжело договориться.
  • Появляется рассинхронизация в приоритетах. Никогда одна и та же задача не будет в топе у всех Владельцев Продукта.
  • Заинтересованные лица будут вынуждены бегать ко всем Владельцам Продукта, чтобы договориться об одном и том же.
  • Разработчики работают в «колодцах» и не видят, что занимаются локальной оптимизацией.
  • Организация работает неоптимально, ценность можно доставлять на рынок намного быстрее.

Теперь представим, что мы назвали все четыре сервиса одним Продуктом. В этом случае у нас один Владелец Продукта и несколько команд, работающих над одним Бэклогом Продукта. В каждой команде есть необходимые компетенции, чтобы изменять любой из каналов поставки ценностного предложения (сайт, Android, iOS, касса).

Как определить Продукт в Скраме

Очевидно, что в такой структуре один Владелец Продукта может быстрее принимать решения и эффективнее оптимизировать бизнес-ценность. Представьте, что стартовала рекламная кампания, и теперь заказ каждой 10 пиццы для пользователя бесплатный. В этом случае централизованный Владелец Продукта поставит на первое место в Бэклоге задачу «Реализовать рекламную кампанию сразу во всех каналах: сайт, Android, iOS, касса».

Более широкое определение Продукта позволяет эффективнее доставлять ценность на рынок, быстрее создавать выгоды и закрывать боли для пользователей.

Проверьте характеристики Продукта

У настоящего Продукта есть три ключевые характеристики:

  • решает конкретную проблему или создаёт выгоду для группы пользователей и заказчиков на рынке;
  • имеет ключевые фичи (функциональность);
  • есть понятная бизнес-модель, приносящая прибыль.

Проверьте, соответствует ли ваш Продукт этим критериям. Если нет — самое время его изменить.

Основные мысли статьи

  • Продукт имеет бизнес-модель и приносит доход, решает задачи и проблемы пользователей на рынке, имеет ключевую функциональность.
  • Широкое определение Продукта помогает лучше и быстрее доносить ценность на рынок.
  • Один централизованный Владелец Продукта может быстрее принимать решения и эффективнее создавать выгоды и закрывать боли для пользователей Продукта.

 

Автор статьи

Меня зовут Илья Павличенко, и я — Аджайл Коуч в компании Unusual-Concepts. Также я сертифицированный Скрам тренер в Scrum.org Я ни минуты не работаю, потому что занимаюсь любимым делом. Скрам — мое хобби и моя жизнь. Хотите больше узнать о том, как стать эффективным Скрам-мастером и Владельцем Продукта? Приходите на мои Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Product Owner (PSPO) тренинги.

Scrum ON!


2 комментария on “Как определить Продукт в Скраме”

  1. Артём:

    В статье Что такое Продукт в Скраме говорится что сайт это канал распространения и мобильное приложение так же.
    В этой статье сайт и мобильные приложения отнесены к продуктам. Где же правда ?

    • Любовь Мамаева:

      Артём!
      Можно назвать и сайт, и приложения, и сервис заказов на кассе отдельными Продуктами. Но если всю структуру соединить в один Продукт и назначить одного Владельца Продукта, будет продуктивнее. Об этом обе статьи.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *