Скрам и Аджайл работают с продуктами, поэтому критически важно договориться о том, что такое Продукт. Определение Продукта напрямую влияет на состав Команды Разработки, количество команд и выбор Владельцев Продукта, поэтому я рекомендую обратить особое внимание на этот этап. С чего начать определение Продукта?
Удобно определять Продукт, используя канвас ценностного предложения (Value Proposition Canvas). В этом канвасе мы исследуем клиента и записываем, какие задачи он решает, с какими проблемами сталкивается, что хочет получить.
Давайте представим, что я хочу открыть пиццерию, ориентированную на массовый рынок. Первое исследование клиентов даст примерно такие результаты:
Задачи, которые решает клиент | Проблемы, возникающие во время решения задач | Выгоды, которые хочет получить клиент |
---|---|---|
заказывает пиццу; | поздняя доставка; | быстрая доставка; |
отмечает день рождения; | необходимость наличных и сдача; | доставка пиццы домой; |
хочет порадовать детей; | очереди в пиццерии; | экономия времени; |
заказывает пиццу по пятницам; | долго ехать в пиццерию; | экономия средств; |
приглашает друзей в гости; | товар выглядит не так, как на картинке и в рекламе; | отличный вкус. |
хочет пообедать на рабочем месте. | дорогая пицца. |
Черновик канваса можно построить на наших предположениях, но после понадобится провести интервью с пользователями, которые подтвердят или опровергнут наши гипотезы.
Сформулируем ценностное предложение нашей пиццерии:
Как будем решать боли клиента | Как будем создавать выгоды клиенту | Продукты и сервисы |
---|---|---|
заказ пиццы на дом; | уникальные рецепты (бабушкины рецепты); | заказ по телефону; |
безналичная оплата; | доставка в течение 30 минут; | приложение для Android; |
доставка в течение 30 минут; | акции (например, каждая 10 пицца бесплатно); | приложение для iOS; |
фото высокого разрешения. | пиццерия в центре города; | заказ через сайт; |
программа лояльности. | заказ на кассе в пиццерии; | |
рассылка по клиентам. |
Объединяем всю информацию в канвас ценностного предложения. В случае с пиццерией он выглядит так:
Нас интересует левый треугольник «Продукты и сервисы». В нём мы собрали то, что будет решать задачи клиента. Например, приложение для Android решает задачу «Заказать пиццу на дом» и экономит время клиента. Но что из того, что собрано в этом секторе, можно назвать Продуктом?
Глядя на наше ценностное предложение, я мог бы назвать Продуктом:
Тогда у нас четыре продукта и, следовательно, четыре Владельца Продукта со своими Бэклогами и приоритетами. Выглядит очень логично, но подобный подход вызывает некоторые побочные эффекты:
Теперь представим, что мы назвали все четыре сервиса одним Продуктом. В этом случае у нас один Владелец Продукта и несколько команд, работающих над одним Бэклогом Продукта. В каждой команде есть необходимые компетенции, чтобы изменять любой из каналов поставки ценностного предложения (сайт, Android, iOS, касса).
Очевидно, что в такой структуре один Владелец Продукта может быстрее принимать решения и эффективнее оптимизировать бизнес-ценность. Представьте, что стартовала рекламная кампания, и теперь заказ каждой 10 пиццы для пользователя бесплатный. В этом случае централизованный Владелец Продукта поставит на первое место в Бэклоге задачу «Реализовать рекламную кампанию сразу во всех каналах: сайт, Android, iOS, касса».
Более широкое определение Продукта позволяет эффективнее доставлять ценность на рынок, быстрее создавать выгоды и закрывать боли пользователей.
У настоящего Продукта есть три ключевые характеристики:
Проверьте, соответствует ли ваш Продукт этим критериям. Если нет — самое время его изменить.
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате:
Артём!
Можно назвать и сайт, и приложения, и сервис заказов на кассе отдельными Продуктами. Но если всю структуру соединить в один Продукт и назначить одного Владельца Продукта, будет продуктивнее. Об этом обе статьи.
В статье Что такое Продукт в Скраме говорится что сайт это канал распространения и мобильное приложение так же.
В этой статье сайт и мобильные приложения отнесены к продуктам. Где же правда ?