Руководители мечтают о том, чтобы сотрудники предлагали улучшения и инновационные проекты. В компаниях даже заводят электропочту для сбора идей. Но пока письма копятся в ящике, руководители забывают, что идеи — это ещё не инновации.
Мне нравится одно из определений инновации:
Превращение идеи в решение, которое делает продукт более ценным в глазах клиента и успешно приживается на рынке.
Каждое слово в этом определении важно: если пренебречь хоть чем-то, прорыва не будет. Чтобы не работать вхолостую, руководителям надо избегать типичных ошибок. Давайте разберёмся, что мешает компаниям быть инновационными.
Обычно у сотрудников идей в избытке, но инновация — это не сама идея, а её массовое применение в жизни. И с этим у компаний всё плохо: они не выделяют ни времени, ни денег на реализацию идей. Руководителям кажется, что чем больше идей, тем это лучше для компании. Но они путают креативность, процесс создания идей, с инновацией. Хотя креативность — зерно инноваций, идеи без реализации ничего не стоят.
Чтобы получить результат, придётся тщательно работать с идеями: выбирать самые перспективные и выделять ресурсы на их реализацию.
Многие компании фокусируются на внутренних факторах, думая о том, что инновация — это история об их продуктах или технологиях. Новаторы забывают, что клиенты могут не увидеть в решении ничего ценного и не станут за него платить. Тогда оно не приживётся.
Решения должны отвечать на вопрос «Зачем?», и этот ответ должен быть в мире клиента. Помните: если инновация не прижилась на рынке, это была не инновация, а изобретение.
Часто бывает, что кто-то придумал идею и решил её неподходящим образом. Но если другой правильно её переупакует, то произойдёт инновация. У нас эта ошибка распространена среди учёных: они очень классно придумывают и очень плохо внедряют свои изобретения. Поэтому инновации в российской науке случаются редко. В Америке всё наоборот: у профессоров часто есть свои компании, которые продают их изобретения.
Чтобы так не получилось в бизнесе, выносите идеи на общее обсуждение. Тогда один сотрудник может придумать идею, а другой найдёт способ, как её воплотить.
Чтобы создать благотворную среду для роста инноваций, компаниям надо изменить внутреннюю культуру. Для этого руководители должны защищать и поддерживать большие идеи, прощать ошибки и поощрять эксперименты сотрудников. Нельзя наказывать людей за то, что они пробуют новое.
По-настоящему инновационные компании обеспечивают сотрудникам пять условий:
Эти условия плохо совмещаются с российской управленческой парадигмой. Я вижу несколько основных препятствий, которые мешают продвигать инновации. Прежде всего, жёсткая иерархия в компании и привычка делать из сотрудников послушных исполнителей. Это выключает их мозг и убивает инновации на корню.
Руководители, которые гиперконтролируют подчинённых и наказывают за ошибки, мешают им быть инициативными. Они принимают решения только на высшем уровне и не умеют делегировать. В результате руководители нижнего звена не могут распоряжаться деньгами и не имеют реальной власти, а сотрудники привыкают не высовываться.
Эти препятствия создают непробиваемую стену непонимания и бюрократии. Мы будем очень долго ждать инноваций в России, если не изменим подход к управлению.
Чтобы подготовить почву для инноваций, надо изменить культуру компании, первых лиц и собственников. Если вы руководитель, начните с себя и продвигайтесь по списку.
Помните о том, что такое инновация, на каждом этапе: от выбора идеи до реализации. Если идей мало, убедитесь, что в компании нет атмосферы контроля и бюрократии. Чтобы продвигать инновации, поощряйте сотрудников и давайте им больше свободы.
Впервые опубликовано в «Инвест-Форсайте»