С течением времени Скрам-команда усиливает Критерии Готовности (DoD). Например, ранее Критерии Готовности не включали автоматические тесты или нагрузочное тестирование. Теперь Скрам-команда должна решить, как ей это сделать, потому что часто у сотрудников нет необходимых навыков и знаний для этого.
Я знаю лишь два способа, как можно расширять навыки и компетенции Команды. Первый — объявить Владельцу Продукта о том, что нужного навыка нет и попросить его нанять специалиста с рынка. Второй — нарастить компетенцию силами самой Команды, даже если это займёт некоторое время. Чтобы понять, какой из способов выгоднее, давайте воспользуемся помощью системных диаграмм (Causal-Loop Diagrams).
Итак, представим, что перед Командой стоит вызов — нехватка компетенций. Быстрым решением в этой ситуации будет найм нового сотрудника с рынка. За найм нового сотрудника мы платим цену — зарплату, что повышает стоимость Команды. В конце концов, найм разработчика недешёвое удовольствие.
Компании выбирают этот путь, потому что в них создана культура узких специалистов. Дизайн организаций скроен так, чтобы отбить у людей всякую охоту учиться. На людей навешивают KPI, которые привязаны к их текущему уровню навыков, и не дают времени, чтобы изучать новое.
Также при найме размер Команды увеличивается, и усложняется общение между ними. Это можно проверить, посчитав количество линий коммуникации по формуле N × (N − 1) ÷ 2, где N — число людей в Команде. Для Команды из семи человек их будет 21, но для Команды из 13 человек линий коммуникаций будет уже 78! Недаром рекомендуемый размер Команды Разработки — от шести до девяти человек.
Добавление новых и новых людей каждый раз — путь в тупик. С одной стороны, может не хватить финансовых ресурсов для этого, с другой, сложность коммуникации и синхронизации такой большой группы людей будет чрезвычайно высока. Большие команды очень неэффективны.
Фундаментальным решением задачи будет обучение Команды. В этом случае мы не добавляем новые ресурсы и не нанимаем нового сотрудника, повышая расходы.
При обучении Команда становится более гибкой, потому что в ней появляются один или несколько специалистов, разбирающиеся сразу в нескольких областях. Есть много полезных практик для этого:
Возможно, пройдут месяцы, прежде чем вы заметите эффект от обучения. Более того, возможно кратковременное проседание в производительности Команды. Но я надеюсь, мы с вами целимся на долгосрочную перспективу. С другой стороны, где гарантия того, что сможете быстро нанять специалиста с рынка? Возможно, на это тоже уйдут месяцы. К этому времени Команда, которая учится, уже будет самоходной.
Обучение Команды будет особенно эффективным, если все сотрудники будут сидеть в одной комнате. Желательно за одним большим столом. Согласитесь, что гораздо легче учиться, если нужный эксперт доступен и находится в шаговой доступности! Не менее важна и стабильность Команды. Хочется, чтобы она сохраняла свой состав на протяжении как минимум нескольких лет.
Freedom from Command and Control
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате: