Новая редакция «Руководства по Скраму», 2017 год

7 ноября 2017 года Кен Швабер и Джеф Сазерленд опубликовали новую версию «Руководства по Скраму». В Unusual Concepts организовали подготовку русскоязычной версии Руководства. Новый русский текст в ближайшее время будет опубликован на официальном сайте scrumguides.org.

Команда переводчиков состоит из 18 человек — это профессиональные тренеры по Скраму, лучшие Скрам-мастера и аджайл-коучи. В этом году команду усилили профессиональный переводчик и редактор.

На русский язык переведены не только новые части документа, весь текст был подвергнут пересмотру и редактуре. Мы старались избавиться от сложных формулировок и упростить текст, насколько это было возможно.

Спасибо всем, кто нашел время и работал над текстом Руководства. Мы рады, что нас окружают такие крутые единомышленники:

Переводчики Руководства по Скраму, 2017

Главные изменения текста Руководства коснулись областей, где может применяться Скрам. Список существенно расширен и дополнен: теперь Скрам официально может применяться абсолютно везде, если разработка идет в условиях неопределенности. Небольшие уточнения внесены в описания ролей, артефактов и событий Скрама.

Подробный обзор подготовил профессиональный тренер по Скраму, Илья Павличенко.

Список областей, где применяется Скрам

Мы и раньше знали, что Скрам может успешно применяться в других индустриях, помимо разработки программного обеспечения. Например, Скрам с успехом применялся для:

  • управления организациями (движение со-автора первой книги по Скраму и «Манифеста Аджайла» Майка Биддла Enterprise Scrum),
  • обучения (eduScrum — движение, которое даже реализовало свою версию «Руководства по Скраму» для обучающих проектов),
  • разработки автомобиля.

Я использую Скрам как движок для личного развития: работаю недельными Спринтами, в которых инкремент — моя бизнес-модель.

В новой версии Руководства есть такие строки:

«Скрам был изначально разработан для разработки и управления продуктами управления продуктами и их разработки. С начала 90-х Скрам активно используется по всему миру, чтобы:

  • исследовать и выявлять жизнеспособные рынки, технологии и возможности продуктов;
    разрабатывать продукты и улучшать их;
  • выпускать продукты и их обновления по несколько раз в день;
  • разрабатывать и поддерживать облачные технологии (онлайн, безопасно, по требованию) и другие среды для использования продуктов;
  • поддерживать и обновлять продукты.

Скрам применялся для разработки программного обеспечения, оборудования, встроенного программного обеспечения, автономных транспортных средств и микробиологических исследований. Скрам использовался в школах, правительстве, маркетинге, в управлении организациями — повсеместно и повседневно в жизни отдельных людей и сообществ.

В современном мире резко возросли сложность технологий, поведения рынков и окружающей среды, а также их взаимодействие. В этих условиях сложности и неопределенности Скрам ежедневно подтверждает свою пользу и необходимость применения»

Теперь Скрам официально используется для разработки чего угодно. Когда в Руководстве по Скраму используются слова «разрабатывать» и «разработка», они означают сложную работу, включающую разработку, выпуск, эксплуатацию и поддержку любых сложных продуктов.

Скрам и поставка продукта

Мы много раз сталкивались с непониманием, в каких частях жизненного цикла продукта можно использовать Скрам. Авторы Скрама решили исправить это недоразумение и явно указали, что Скрам может быть использован в том числе и для поставки продуктов. Скорее всего, это ответ набирающему популярность движению DevOps:

«Скрам — это фреймворк, предназначенный для разработки, ПОСТАВКИ и поддержки сложных продуктов»

Это значит, что неправильно иметь отдельную группу или подразделение, которое отвечает за поставку продукта на рынок. Скрам-команда должна обладать всеми необходимыми компетенциями для поставки. Так появляется гибкость и короткий time-to-market.

Полномочия Владельца Продукта

В описании роли Владельца Продукта есть небольшое, но чрезвычайно важное уточнение:

«Решения, которые принимает Владелец Продукта, отражены в содержании и порядке элементов Бэклога Продукта. НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ Команду Разработки работать над другим набором требований»

Я работаю с большими организациями, которые с трудом выдают Владельцам Продукта необходимые полномочия. Команды Разработки очень часто, к сожалению, продолжают жить в матрице с функциональными менеджерами, от которых «прилетает» дополнительная работа. Тем самым, команды не полностью лояльны Владельцу Продукта и своей Скрам-команде. Новая версия Скрам Гайда ставит точку в этом вопросе.

Задачи Скрам-мастера

В описании роли Скрам-мастера внесены небольшие изменения:

«Скрам-мастер несет ответственность за ПРОДВИЖЕНИЕ и ПОДДЕРЖКУ Скрама в соответствии с РУКОВОДСТВОМ ПО СКРАМУ. Он достигает этих целей, помогая каждому понять теорию, практики, правила и ЦЕННОСТИ Скрама»

Раздел о ценностях Скрама был добавлен еще в версии Руководства 2016 года. Здорово, что сейчас их связали именно с ролью Скрам-мастера, ведь он — носитель и рупор ценностей Скрама в организации.

Время создания Цели Спринта

В предыдущих версиях Руководства были нечеткие формулировки о Цели Спринта, поэтому у некоторых читателей создавалось впечатление, что ее можно сформулировать до Планирования. Это не так, Цель Спринта выбирается во время Планирования. Кроме того, в новом тексте явно указано, что Цель создает вся Скрам-команда:

«Во время Планирования Спринта Скрам-команда также формирует Цель Спринта»

Правила проведения Ежедневного Скрама

Важные изменения есть и в событии Ежедневный Скрам: его можно эффективно проводить, пользуясь любым набором вопросов или любым другим форматом.

Я рекомендую командам вместо ответа на три стандартных вопроса пройтись последовательно по всем элементам Бэклога Продукта, чтобы выяснить, на чем нужно фокусироваться в ближайшие сутки. Главное — команда должна инспектировать прогресс к Цели Спринта, какими бы вопросами она не пользовалась:

«Команда сама определяет формат встречи, но акцент всегда остается на достижении Цели Спринта»

Второе важное дополнение касается присутствия на Ежедневном Скрам посторонних, включая Владельца Продукта и других заинтересованных лиц. Ежедневный Скрам всегда задумывался как внутренняя встреча для Команды Разработки. К сожалению, Владелец Продукта или менеджер часто пытаются вмешаться и оказать давление на Команду Разработки. Теперь есть четкая инструкция, как этого избежать:

«Ежедневный Скрам — это внутренняя встреча Команды Разработки. Если на ней присутствует кто-то ещё, Скрам-мастер следит, чтобы они не мешали встрече»

Судьба улучшений, придуманных на Ретроспективе

Как же много было холиваров о том, куда попадают улучшения с Ретроспективы, в Бэклог Продукта или в Бэклог Спринта. Теперь у нас есть исчерпывающий ответ на этот вопрос:

«Для обеспечения непрерывного совершенствования Бэклог Спринта содержит по крайней мере одно приоритетное улучшение, выбранное во время предыдущей Ретроспективы Спринта»

Элементы Бэклога Продукта

Скрам так и остался фреймворком, который не описывает конкретные практики и техники для наполнения вашего Бэклога Продукта. Наиболее распространенным инструментом являются пользовательские истории, часть которых — тесты для проверки качества. Авторы Скрама посчитали важным добавить следующее предложение:

«Элементы Бэклога Продукта часто содержат описания тестов, которые позволят убедиться в завершенности Элемента, когда он будет „готов“»

Понятие Инкремента

Часто студенты переспрашивают: что же такое Инкремент? Особенно важен этот вопрос сейчас, когда добавился раздел про использование Скрама в различных сферах и индустриях. Ранее Скрам описывал Инкремент просто как сумму выполненной в Спринте работы и ценности, которая была доставлена в предыдущих Спринтах. К этому определению добавлено важное уточнение:

«Инкремент — это совокупность выполненных работ, которую можно инспектировать в конце Спринта. Инкремент — это шаг на пути к видению или цели».

Я интерпретирую это так: Инкремент может быть составным. Например, если бизнес-модель продукта — это Инкремент, то он состоит из новой версии программного обеспечения плюс ряд гипотез, проверенных во время Спринта.

Нам нужна обратная связь

Скачивайте последнюю версию «Руководства по Скраму» с официального сайта. Мы будем признательны вам за любую обратную связь, которую вы можете дать.

Автор статьи

Меня зовут Илья Павличенко, и я — Аджайл Коуч в компании Unusual-Concepts. Также я сертифицированный Скрам тренер в Scrum.org Я ни минуты не работаю, потому что занимаюсь любимым делом. Скрам — мое хобби и моя жизнь. Хотите больше узнать о том, как стать эффективным Скрам-мастером и Владельцем Продукта? Приходите на мои Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Product Owner (PSPO) тренинги.

Scrum ON!


One Comment on “Новая редакция «Руководства по Скраму», 2017 год”

  1. Илюх, круто. Спасибо за разбор.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *