новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Системныйвзглядна рольСкрам-мастера

В этой статье я предлагаю взглянуть на роль Скрам-мастера при помощи диаграмм системного мышления. Ценность системных диаграмм заключается в том, что они позволяют увидеть большую картину происходящего с течением времени. Очень часто мы видим причинно-следственные связи лишь на коротком временном горизонте и не замечаем, когда связи разнесены во времени.

Системный взгляд на роль Скрам-мастера

Найм Скрам-мастеров — временное падение ROI

Чтобы нанять Скрам-мастеров на фултайм, нужны деньги, поэтому сначала ROI падает. Складывается ситуация, когда денег уже нет, а результатов работы Скрам-мастеров ещё не видно. Это нормально. Могут пройти недели и месяцы, прежде чем вы заметите изменения к лучшему.

Системный взгляд на роль Скрам-мастера

Коучинг команд — первые видимые результаты

Скрам-мастер занимается командным коучингом, что постепенно приводит к росту эффективности команд. Со временем результаты работы Скрам-мастеров становятся заметными в организации, а появление эффективных Скрам-команд напрямую влияет на ROI.

Системный взгляд на роль Скрам-мастера

Коучинг Владельца Продукта — увеличение прибыли компании

Помимо командного коучинга Скрам-мастер помогает Владельцу Продукта эффективно управлять Бэклогом Продукта и оптимизировать бизнес-ценность, учит планированию в эмпирической среде и объясняет, как достичь гибкости. Это приводит к тому, что Бэклог лучше соответствует реалиям рынка, Команда выпускает Продукт, который охотнее покупают. Так деньги, потраченные на зарплату Скрам-мастеру, возвращаются в виде увеличения прибыли.

Системный взгляд на роль Скрам-мастера

Организационный коучинг — масштабирование гибкости

Ещё одно направление работы Скрам-мастера — организационный коучинг. Скрам-мастер обладает системным взглядом, может заметить проблемы не только внутри Команды, но и на уровне организации, и исправить их.
Скрам-мастер инициирует процесс организационных изменений в коалиции со своими коллегами Скрам-мастерами, планирует и внедряет Скрам во всей организации. Со временем количество Скрам-команд увеличивается, их эффективность продолжает расти.

Системный взгляд на роль Скрам-мастера

Выводы

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Если вы работали с большим количеством Скрам-команд, то наверняка слышали о таком термине, как зависимости. Я убеждён, что зависимости — это ненормально для Скрам-команды, и с ними нужно бороться. В этой статье с помощью системных диаграмм рассмотрим причины возникновения зависимостей, их связь с организационной гибкостью и возможные решения.

Влияние зависимостей на работу Команды

Чем больше у Скрам-команд зависимостей, тем меньше вероятность, что фича будет готова к концу Спринта. Соответственно, тем больше времени нужно для фичи, чтобы пройти путь от идеи до рынка (увеличивается Cycle Time). В результате теряется гибкость, и компания испытывает стресс. Часто менеджменту кажется, что принцип «Разделяй и властвуй» применительно к организациям повышает их эффективность и гибкость. Но всё как раз наоборот. Принцип «Разделяй и властвуй» подталкивает менеджеров ещё больше фрагментировать организацию, создавая новые функции, подразделения, компонентные команды. Большая фрагментация компании создаёт ещё больше зависимостей. Цикл замкнулся. Убирайте зависимости, а не управляйте ими Чем больше у вас зависимостей, тем выше ваш Cycle Time и тем менее гибкими вы становитесь. Именно поэтому в Руководстве по Скраму чётко указано, что у Скрам-команды зависимостей быть не должно.
Кросс-функциональные команды обладают всеми необходимыми компетенциями для выполнения работы и не зависят от людей, которые не входят в Команду.
Руководство по Скраму, 2017

Причины зависимостей

Из своего опыта работы с большими организациями (в основном это банки) вижу несколько причин, по которым процветают зависимости между командами:
  1. Неоптимальный организационный дизайн, сформированный на основе компонентных команд (команда шины, команда аналитики, команда Android).
  2. Неполная комплектация кросс-функциональных команд (не хватает одного или больше специалистов).
  3. Очень сложный архитектурный ландшафт (в организации N-систем).

Как избавиться от зависимостей

Проблему зависимостей можно решать краткосрочно или фундаментально. Краткосрочное решение зависимостей — управление ими. Например, с помощью создания дополнительных координационных ролей или использования определённых техник (вешаем веревочки на доски). Да, это позволяет командам выживать и двигаться вперёд, но фундаментальные причины остаются. Фундаментальное решение — устранение истинных причин, по которым зависимости возникают:
  • обучение людей и развитие у них новых навыков;
  • упрощение излишне сложной и запутанной архитектуры;
  • изменение организационного дизайна и формирование настоящих кросс-функциональных команд, которые не будут ни от кого зависеть (фиче-команды).
Убирайте зависимости, а не управляйте ими Если мы соединим в одну системную диаграмму всё, что обсудили, получится довольно наглядная картина происходящего. С одной стороны, цикл, поясняющий возникновение зависимостей, с другой — быстрое поверхностное решение проблемы, фундаментальное решение и финальный порочный цикл формирования культуры управления зависимостями. Убирайте зависимости, а не управляйте ими

Ключевые моменты

  1. Чем больше зависимостей, тем меньше гибкость.
  2. Зависимости в организациях возникают чаще всего из-за сложной архитектуры, нехватки навыков и неоптимального организационного дизайна (компонентные команды).
  3. Создание лишних координационных ролей и использование техник управления зависимостями не устраняют фундаментально причину проблемы.
  4. Фундаментальные решения — упрощение архитектуры, формирование кросс-функциональных и фиче-команд, обучение людей.
Большие организации используют Скрам как движок гибкости. Но часто при запуске Скрама команды начинают гнаться за скоростью и для этого ослабляют Критерии Готовности. Сами того не зная, они уменьшают гибкость своей компании. Почему это происходит, разберём с помощью системных диаграмм.

DoD определяют частоту релизов

Может быть, мне просто не везло, но в больших компаниях я не встречался со Скрам-командами, которые могли бы сами выпускать функциональность на рынок от начала и до конца (end-2-end). Тому есть много причин, например, большое количество архитектурных компонентов, функциональное фрагментирование организации, культура узких специалистов. Чаще всего начальные Критерии Готовности оказываются слабыми, а объём работы Undone, которая необходима, чтобы выпустить функциональность в релиз, велик. Команды проходят Спринт за Спринтом, закрывая элементы Бэклога (PBI) согласно текущим Критериям Готовности, но перед релизом останавливают разработку и проводят ряд активностей по подготовке, которые называют стабилизацией. Есть и другой случай — работу Undone могут выполнять другие (смежные) подразделения, например, отдел нагрузочного тестирования. Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость Чем сильнее Критерии Готовности, тем меньше времени нужно на стабилизацию, тем чаще Команда сможет выходить в релиз. Если стабилизация и работа Undone равны нулю, то Скрам-команда может релизиться каждый Спринт без задержек.

DoD определяют организационную гибкость

Чем чаще Команда может выходить в релиз, тем чаще Владелец Продукта может получать обратную связь от клиентов, тем больше знаний о рынке и доставленной бизнес-ценности. В соответствии с этими знаниями Владелец Продукта изменяет порядок элементов в Бэклоге. Это и есть организационная гибкость — когда мы устанавливаем интенсивный диалог между Скрам-командой и рынком.
Фактическая поставка ценности на рынок происходит только в момент релиза.
Благодаря тому, что усиление Критериев Готовности приводит к частым релизам и гибкости, Скрам-команда может бесконечно улучшаться, чтобы когда-нибудь начать поставлять фичи на рынок каждый день. Получаем усиливающую петлю: Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость

DoD определяет качество обратной связи на Обзоре Спринта

Кроме выхода в релиз, Скрам-команда получает обратную связь от заинтересованных лиц на Обзоре Спринта. Но одно дело принести бумажный прототип и взять на него обратную связь, другое дело, когда функциональность демонстрируется на среде, максимально приближённой к боевой (Releaseable). Поэтому сильные Критерии Готовности и минимальный объём работы Undone напрямую влияют на получение знаний о рынке. Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость

Выводы

  • Критерии Готовности определяют возможную частоту релизов и организационную гибкость.
  • Критерии Готовности определяют также качество обратной связи на Обзоре Спринта и, как следствие, полученные знания о рынке.
  • Скрам-команда может бесконечно совершенствоваться, усиливая Критерии Готовности.
  • Дизайн совершенства для Скрам-команды — поставка ценной функциональности для клиентов как минимум раз в Спринт без задержек.
Комментарии