новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

АджайлпокоряетРоссию

Рассказали деловому журналу «Инвест-Форсайт» о будущем рынка коучинга в России. Спойлер: к 2020 году ждем оборотов в $20 млн без учетов на разработку стратегий.
Полный текст статьи:

Рынок Agile-коучинга в России стремительно растёт. По оценке специалистов компании Unusual Concepts, к 2020 году в России рынок Agile-коучинга может достигнуть $20 млн — и это без учета расходов на разработку стратегий.

В РФ своей популярностью Agile обязан Герману Грефу, неоднократно высказывавшегося об этом образе мышления в позитивном ключе и добившему всех на Гайдаровском экономическом форуме 2016 года фразой: «те, кто не освоят Agile сегодня в текущих бизнес-процессах, будут лузерами завтра».

После такого высказывания и волны информационной привлекательности к данной теме, крупные компании уже вложили в Agile более $10 млн. Так, основными заказчиками консультационных услуг Agile в России, по данным Unusual Concepts, являются Альфа-банк, Сбербанк, Райффайзен Банк, МТС, Мегафон, Вымпелком, Рамблер, Дойчебанк, ВТБ, Московский Кредитный Банк и другие.

В России на данный момент никто не измерял рынок консалтинговых услуг в области Agile. Сейчас эта статистика находится в стадии формирования. Однако понятно, что пока российский рынок Agile находится в зачаточном состоянии. Для сравнения — только в США рынок обучения Agile уже составляет более $700 млн долларов (по данным сертифицирующей организации Scrum Alliance).

Только у нас в компании за последние 4 года работы было обучено порядка 3000 студентов. В среднем стоимость обучения одного студента составила $1500, и оборот по тренингам получился более $4 млн. В дополнение к этому мы делаем более $2 млн на стратегическом консалтинге в этой теме ежегодно.

Можно смело сказать: данный рынок сейчас перегрет, это видно по большому количеству резюме на сайтах по поиску работы, где работодатели активно ищут скрам-мастеров, владельцев продуктов, Agile-коучей и других представителей доселе неслыханных профессий.

Обратная сторона спроса и хайпа вокруг данной темы — это огромное количество людей, желающих запрыгнуть на волну и прокатиться на ней. Мы видим лайф-коучей, которые, сбегав на тренинг скрам-мастеров, тут же переименовываются в Agile-коучей и поднимают свои ценники в 10 раз.

Видим, как на рынке появляется большое количество консультантов-теоретиков по Agile без опыта практической работы, освоивших азы профессии и уже предлагающих услуги по Agile-трансформации. Все это признаки активного роста, который мы видим сегодня.

С начала 2017 года мы наблюдаем, что требования к скорости реагирования бизнеса на изменения окружающей среды только возрастают, да и компании, видя, как конкуренты не дремлют и осваивают Agile, тоже активно включаются в изучение новой темы. Возможно, именно поэтому мы видим, как в 2016-2017 Agile-волна охватила банковскую отрасль, и четверка Альфа-банк, Сбербанк, Райфайзен банк и ВТБ уже вложила в свои активности суммарно более 800 миллионов рублей — и, скорее всего, продолжит вкладывать в том же темпе в ближайшие пару лет, невзирая на состояние экономики. Это связано с тем, что Agile уже не прихоть топ-менеджеров и не дань моде, а история про выживание компаний в новом мире.

К примеру, если в 2010-2014 годах типичными обращениями к нам были: «продайте мне тренингов по скрам на 150 человек» или «можно нам однодневный тренинг для руководителей, а дальше мы сами», то после 2015 года запросы стали более «взрослыми». Мы все чаще слышим слово «Agile-трансформация» и «многолетнее сопровождение» в наших запросах. Это показывает, что рынок Agile-коучинга развивается и становится более серьезным.

К сожалению, по-прежнему не все участники рынка осознают масштабность изменений, и данный процесс займет в России, по моим прикидкам, более 10 лет. Такой длительный переход к новой культуре управления (а Agile — это именно новая культура управления) тоже связан с рядом факторов.

В первую очередь, это культура управления, основанная на жесткой иерархии. Часто вплоть до принципа «я — начальник, ты — дурак». Такие принципы очень сложно искоренить, ведь это требует ряда радикальных шагов для перестройки компании, таких, как изменение мышления — главным образом, для самих первых лиц компаний. А если подобный стиль управления практиковался в компании, то, скорее всего, вокруг первого лица уже не осталось никого, кто смог бы ему возразить, а без обратной связи измениться практически невозможно. Как следствие, для ускорения трансформации, скорее всего, придётся поменять большую часть руководящего звена в компании.

Во-вторых, в больших среднестатистических российских компаниях довольно низкий уровень ответственности и осознанности у большинства сотрудников. Часто — не потому что люди плохие, а просто годы работы в соответствующей среде выработали в людях плохие привычки, и потребуется несколько лет, чтобы их исправить, заменив новыми.
В-третьих, у нас, в РФ, довольно низкий уровень доверия в обществе, а Agile-культура зиждется на взаимном уважении и доверии, построить которые также занимает не один год и требует кардинальных изменений всей системы.

Давайте на секунду представим, перед каким грандиозным вызовом находится Герман Греф, который повёл Сбербанк по дороге Agile. Возьмем обычного (выдуманного мной для примера) работника (а их в Сбербанке более 300 тысяч) — Марию Ивановну, которая отработала в отделении Сбербанка в Урюпинске последние 25 лет.

В новой культуре Марии Ивановне предлагается перестать слепо полагаться на слова своего руководителя, а начинать думать самой, а иногда даже набраться смелости, чтобы сказать своему шефу, что такой-то регламент уже устарел и было бы неплохо нам его заменить на новый — и самостоятельно сформулировать тот самый новый регламент. Ей нужно стать ближе к клиенту, для чего необходимо вслушиваться в потребности появившихся в отделении людей и начать общаться с ними с искренним интересом. Ей нужно будет смотреть на свою работу далеко за пределами должностной инструкции и воспринимать любую проблему в организации как свою проблему.

Предлагаю вам на минуточку задуматься -насколько вы лично верите в подобную метаморфозу Марии Ивановны, а если верите, то, как вы думаете, сколько лет уйдёт на это превращение?

Я бы на месте Германа Грефа задумался: а не проще ли просто заменить Марию Ивановну искусственным интеллектом, хотя он, похоже, уже подумал на эту тему и до меня — поскольку Сбербанк активно тестирует ИИ, и сам Герман Оскарович уже заявлял о своём намерении увеличить количество роботов и сократить количество сотрудников.

Подобные изменения ждут не только банковскую отрасль, но и большинство других отраслей. Так что проблема, чем занять тысячи Марий Ивановных по всей стране, становится все более актуальной, и, возможно, нам предстоит поэкспериментировать с вменённым доходом вслед за Финляндией, Швейцарией и Канадой. Вот так когда-то зародившийся в IT-отрасли Agile меняет не только компании, но и весь мир.

Сергей Дмитриев Cовладелец Unusual Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме

Узнай, насколько ты гугловый

Чтобы работать в Google, нужно обладать гугловостью. Это способность нестандартно мыслить и быть полезным для других. Также гугловость показывает, как хорошо вы ладите с людьми. Пройдите наш тест и узнайте, есть ли в вас гугловость и сможете ли вы устроиться в компанию мечты. Для ответа просто нажимайте на один из вариантов.
Фото: Kazuhisa Otsubo, Zombieite, Kevin Jarrett
Бирюзовая организация — компания, которой управляют сами сотрудники.

Почему это важно знать

Потому что бирюзовые компании сейчас востребованы на рынке. Они быстрее всех реагируют на нужды клиентов и создают привлекательные рабочие места для сотрудников.

Кто придумал

Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего» описал пять типов организаций: красные, оранжевые, янтарные, зелёные, бирюзовые.

Признаки бирюзовой организации

  • Самоуправление, нет иерархии и системы контроля.
  • Сотрудники сами решают, над чем работать, и несут ответственность за свой выбор.
  • Все сотрудники стремятся к одной цели.
  • Каждый работает с максимальной отдачей, потому что ему это нравится, работа — это продолжение самого человека.

Примеры бирюзовых организаций

Mindbox, Patagonia, ВкусВилл, Фабрика Окон, VALVe.
Комментарии