Мотивация и сплоченность команды: как найти ценность в повседневной работе

Иногда участники команды могут чувствовать себя потерянными в потоке задач. ПО нужны деньги, клиентам нужно решение их проблем. Спринт за спринтом, мы решаем возникающие проблемы, думаем о предстоящем релизе, а поток все не заканчивается. Мы забываем, какое отношение всё это имеет лично к нам: почему мы здесь, зачем? Ах, да, ЗП. Ну вот мы и работаем за две смски об авансе и получке. Грустно.

Эта статья для скрам-мастеров и участников команд. Она о том, как увидеть ценность в повседневной работе. Я рекомендую проводить сессию «Ценность для команды» в начале работы над продуктом, если вы начинаете, или в любое другое время, если вам нужно воскресить мотивацию команды.

Итак, пошаговый план организации сессии «Ценность для команды»:

I. Выгружаем багаж, 5 минут

Каждый член команды живет своей жизнью, у него множество поводов для беспокойства: положить дочке запасные рукавицы завтра, обещают мокрую погоду. Или мысль о том, что надо заехать в банк, срок действия карточки скоро закончится. Это может быть что угодно, и это что угодно продолжает беспокоить человека прямо сейчас, в начале сессии, когда все уже собрались в одном кабинете.

Если временно вытащить эти темы из головы, работать будет легче. Получится сосредоточиться и результат будет радовать больше.Чтобы выгрузить багаж, нужно пять минут, стикеры и доска.

Предложите команде записать все волнующие темы на стикеры, двух минут на это должно хватить. Пусть пишут всё — про домашние дела, свои переживания, рабочие ситуации. В следующие три минуты предложите команде оценить, есть ли среди стикеров проблемы, которые нужно обсудить с командой. Если такие проблемы есть, запланируйте после окончания сессии минут 5 на то, чтобы договориться о встречах по этим проблемам.

Важно не допустить обсуждения сложных проблем прямо сейчас, основная работа еще впереди. Ваша задача — выгрузить причины беспокойства. Стикеры с личными историями зачитываются по желанию, лучше в конце сессии.

 

II. Создаем общее пространство, 5 минут

Каждый участник вашей команды уже имеет в голове некоторое представление о том, что ждет именно во время работы над продуктом. У Коли родится ребенок, у Маши будет день рождения, а Надя планирует проходить профессиональную сертификацию. Чтобы несколько индивидуалов больше сплотились и работали как команда, полезно создать картину общего будущего. Каждый на старте внесет в него свою лепту.

Договоритесь о периоде времени и нарисуйте таймлайн. Это может быть период от сегодняшнего дня до даты первого релиза или любой другой, удаленной на 3-6 месяцев значимой даты вашего продукта. Предложите команде кратко описать на стикерах будущие события, и вывесить стикеры на таймлайн. Как и на первом этапе, ничем не ограничивайте темы. На это задание будет достаточно пяти минут.

Если вы замечаете, что построение общего будущего оказывается захватывающим процессом, предложите команде отложить интересующие темы до конца сессии, подобно историям со значимым багажом из первого этапа.

 

III. Обсуждаем ценности, 17 минут

Пришло время каждому участнику подумать о том, для чего он оказался здесь и сейчас, в данной точке, с конкретными людьми, в разработке именно этого продукта. Упражнение поможет найти и обсудить ценности для каждого участника и команды в целом.

Раздайте участникам стикеры и задайте по очереди три группы вопросов. Двух минут после каждой группы будет достаточно на обдумывание и запись ответов, всего уйдет шесть минут. Вопросы такие:

  • В чём ценность участия в разработке этого продукта для меня лично? Что важного я хочу узнать, чему хочу научиться в контексте своей профессиональной или личной жизни?
  • Кем я вижу себя после релиза? Что изменится во мне?
  • Какое значение для меня будет иметь через год то ценное, что я получу от работы над продуктом?

Предложите участникам в течение пяти минут вывесить стикеры на флипчарт и коротко прокомментировать свои мысли.

Двигаемся дальше, обсуждаем ценности команды. Снова понадобятся стикеры, но отвечать на вопросы нужно всей командой. На обсуждение каждого уйдет примерно по 2 минуты, итоговые стикеры вывешивают на доску.

  • Если к концу релиза мы стали самая крутая команда на свете, то какие мы?
  • Как изменилось наше взаимодействие?
  • В чем мы выросли относительно текущего момента?

Для кого-то ответы окажутся на поверхности, а кому-то придётся заглянуть глубже в себя, чтобы почувствовать, разглядеть ценность этого периода своей жизни. Через эти наблюдения за собой мы помогаем команде создать глубокое отношение к работе.

Может случиться так, что у кого-то не будет готовых ответов или желания делиться ими со всеми. И это ОК. В таком случае вы можете увеличить время на размышления, даже если результаты этих размышлений останутся только в головах.

Будьте внимательны и бережны: вы запускаете процесс, в котором предстоящая работа превратится из «обязанности» и «договоренности» во что-то более личное и нужное. Поэтому чуткости и уважения друг к другу здесь не может быть много.

 

IV. Завершение сессии, 7 минут

Итак, перед вами таймлайн с общим будущим, ценности для каждого участника и общее видение роста команды. А еще — первый или очередной опыт совместной работы.

Результат этой сессии не только в том, что висит сейчас перед вами на флипчарте. Самое важное — в том, что каждый заберет с собой в качестве идей, энергии, новых мыслей. Хорошо бы вытащить это на поверхность и проговорить.

Предложите еще разок взглянуть всем вместе на то, что получилось. Задайте вопросы: Как вашей команде сессия? Что заметили? Есть ли что-то еще, чем хотелось бы поделиться? На завершение будет достаточно семи минут.

В зависимости от уровня зрелости участников команды, а также от вашего профессионализма, отношение участников к сессии может быть разным. Например, кто-то зарядится энергией от рождения новых вдохновляющих личных и командных целей, кто-то может испугаться, что озвученные участниками пункты могут оказаться поводом для оценки в будущем, а кто-то задумается о смысле жизни. Будьте готовы к этому, принимайте, копите идеи о том, как поддержать свою команду в дальнейшем росте.

 

Сессия «Ценность для команды» поможет сплотить команду, поднять дух, увидеть новые возможности. Хороший эффект от проведения сессии — больше огня в глазах и сердцах. Отличный — ваши наблюдения за командой во время сессии и выводы из них.

Я предлагаю такую сессию каждой новой команде, потому что она помогает мне лучше почувствовать участников. Чтобы результат работы не потерялся, флипчарт с таймлайном и стикерами всегда висит на видном месте. Я с удовольствием отмечаю, как команда возвращается к этим темам, чтобы предложить всем поделиться результатами или подвести итоги личного и командного роста.

Попробуйте и поделитесь результатами с нами 🙂


2 комментария on “Мотивация и сплоченность команды: как найти ценность в повседневной работе”

  1. Станислава:

    Релиз — это такой классный тайм-бокс! И зачем только мы релизим каждый спринт =) Придется половину воркшопа перепридумывать теперь

    • Юлия Скрипальщикова:

      Станислава, здравствуйте! Первый релиз далеко не всегда случается в конце первого спринта. Зачастую, для разработки MVP нужно больше времени, поэтому для вас вполне подойдет любая другая дата, удаленная на 3-6 месяцев. Тем не менее, спасибо за ваш комментарий! Меня очень радует, что вы релизите каждый спринт. Вы большие молодцы, особенно если длина спринта при этом позволяет быть достаточно гибкими.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *