новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Мотивацияисплоченностькоманды:какнайтиценностьв повседневнойработе


Иногда участники команды могут чувствовать себя потерянными в потоке задач. ПО нужны деньги, клиентам нужно решение их проблем. Спринт за спринтом, мы решаем возникающие проблемы, думаем о предстоящем релизе, а поток все не заканчивается. Мы забываем, какое отношение всё это имеет лично к нам: почему мы здесь, зачем? Ах, да, ЗП. Ну вот мы и работаем за две смски об авансе и получке. Грустно.

Эта статья для скрам-мастеров и участников команд. Она о том, как увидеть ценность в повседневной работе. Я рекомендую проводить сессию «Ценность для команды» в начале работы над продуктом, если вы начинаете, или в любое другое время, если вам нужно воскресить мотивацию команды.
Итак, пошаговый план организации сессии «Ценность для команды»:

I. Выгружаем багаж, 5 минут

Каждый член команды живет своей жизнью, у него множество поводов для беспокойства: положить дочке запасные рукавицы завтра, обещают мокрую погоду. Или мысль о том, что надо заехать в банк, срок действия карточки скоро закончится. Это может быть что угодно, и это что угодно продолжает беспокоить человека прямо сейчас, в начале сессии, когда все уже собрались в одном кабинете.

Если временно вытащить эти темы из головы, работать будет легче. Получится сосредоточиться и результат будет радовать больше.Чтобы выгрузить багаж, нужно пять минут, стикеры и доска.

Предложите команде записать все волнующие темы на стикеры, двух минут на это должно хватить. Пусть пишут всё — про домашние дела, свои переживания, рабочие ситуации. В следующие три минуты предложите команде оценить, есть ли среди стикеров проблемы, которые нужно обсудить с командой. Если такие проблемы есть, запланируйте после окончания сессии минут 5 на то, чтобы договориться о встречах по этим проблемам.

Важно не допустить обсуждения сложных проблем прямо сейчас, основная работа еще впереди. Ваша задача — выгрузить причины беспокойства. Стикеры с личными историями зачитываются по желанию, лучше в конце сессии.

II. Создаем общее пространство, 5 минут

Каждый участник вашей команды уже имеет в голове некоторое представление о том, что ждет именно во время работы над продуктом. У Коли родится ребенок, у Маши будет день рождения, а Надя планирует проходить профессиональную сертификацию. Чтобы несколько индивидуалов больше сплотились и работали как команда, полезно создать картину общего будущего. Каждый на старте внесет в него свою лепту.

Договоритесь о периоде времени и нарисуйте таймлайн. Это может быть период от сегодняшнего дня до даты первого релиза или любой другой, удаленной на 3-6 месяцев значимой даты вашего продукта. Предложите команде кратко описать на стикерах будущие события, и вывесить стикеры на таймлайн. Как и на первом этапе, ничем не ограничивайте темы. На это задание будет достаточно пяти минут.

Если вы замечаете, что построение общего будущего оказывается захватывающим процессом, предложите команде отложить интересующие темы до конца сессии, подобно историям со значимым багажом из первого этапа.

III. Обсуждаем ценности, 17 минут

Пришло время каждому участнику подумать о том, для чего он оказался здесь и сейчас, в данной точке, с конкретными людьми, в разработке именно этого продукта. Упражнение поможет найти и обсудить ценности для каждого участника и команды в целом.

Раздайте участникам стикеры и задайте по очереди три группы вопросов. Двух минут после каждой группы будет достаточно на обдумывание и запись ответов, всего уйдет шесть минут. Вопросы такие:

Предложите участникам в течение пяти минут вывесить стикеры на флипчарт и коротко прокомментировать свои мысли.
Двигаемся дальше, обсуждаем ценности команды. Снова понадобятся стикеры, но отвечать на вопросы нужно всей командой. На обсуждение каждого уйдет примерно по 2 минуты, итоговые стикеры вывешивают на доску.

Для кого-то ответы окажутся на поверхности, а кому-то придётся заглянуть глубже в себя, чтобы почувствовать, разглядеть ценность этого периода своей жизни. Через эти наблюдения за собой мы помогаем команде создать глубокое отношение к работе.

Может случиться так, что у кого-то не будет готовых ответов или желания делиться ими со всеми. И это ОК. В таком случае вы можете увеличить время на размышления, даже если результаты этих размышлений останутся только в головах.

Будьте внимательны и бережны: вы запускаете процесс, в котором предстоящая работа превратится из «обязанности» и «договоренности» во что-то более личное и нужное. Поэтому чуткости и уважения друг к другу здесь не может быть много.

IV. Завершение сессии, 7 минут

Итак, перед вами таймлайн с общим будущим, ценности для каждого участника и общее видение роста команды. А еще — первый или очередной опыт совместной работы.

Результат этой сессии не только в том, что висит сейчас перед вами на флипчарте. Самое важное — в том, что каждый заберет с собой в качестве идей, энергии, новых мыслей. Хорошо бы вытащить это на поверхность и проговорить.

Предложите еще разок взглянуть всем вместе на то, что получилось. Задайте вопросы: Как вашей команде сессия? Что заметили? Есть ли что-то еще, чем хотелось бы поделиться? На завершение будет достаточно семи минут.

В зависимости от уровня зрелости участников команды, а также от вашего профессионализма, отношение участников к сессии может быть разным. Например, кто-то зарядится энергией от рождения новых вдохновляющих личных и командных целей, кто-то может испугаться, что озвученные участниками пункты могут оказаться поводом для оценки в будущем, а кто-то задумается о смысле жизни. Будьте готовы к этому, принимайте, копите идеи о том, как поддержать свою команду в дальнейшем росте.

Сессия «Ценность для команды» поможет сплотить команду, поднять дух, увидеть новые возможности. Хороший эффект от проведения сессии — больше огня в глазах и сердцах. Отличный — ваши наблюдения за командой во время сессии и выводы из них.

Я предлагаю такую сессию каждой новой команде, потому что она помогает мне лучше почувствовать участников. Чтобы результат работы не потерялся, флипчарт с таймлайном и стикерами всегда висит на видном месте. Я с удовольствием отмечаю, как команда возвращается к этим темам, чтобы предложить всем поделиться результатами или подвести итоги личного и командного роста.

Попробуйте и поделитесь результатами с нами 🙂

Юлия Скрипальщикова

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Андрей Толмачев собрал статьи о Скрам-мастерстве, управлении продуктами и техническом совершенстве. О пяти важных элементах Скрама, на которые обычно обращают мало внимания Как извлечь из Обзора Спринта больше пользы с помощью техники «Базар» Хорошее объяснение аспектов роли Владельца Продукта Как ориентировать продуктовые роудмапы на результат Джон Коулман делится полезными ссылками для тех, кто хочет разобраться в системном моделировании и использовании CLD-диаграмм на Ретро и не только Гюнтер Верхейен о ДНК Скрама и метафоре House of Scrum (по аналогии с House of Lean) Стив Траппс делится впечатлениями от нового тренинга Professional Scrum Master II, или как его еще называют, Advanced Professional Scrum Master Восемь качеств эмоционально осознанного Скрам-мастера Юрген Аппело о том, с чего начинаются инновации Джошуа Кириевски о том, чему можно поучиться у великих комиков и как это связано с принципами Modern Agile «В Руководстве по Скраму говорится...» — о догматизме при ответах на вопросы Каким не должен быть ваш MVP
Скрам-мастера сейчас нужны, но хороших специалистов мало. И это прекрасный шанс закрепиться в профессии. Посмотрим, зачем в неё идти, кому придётся сложнее и чему стоит обучаться.

Зачем идти в Скрам-мастера

Скрам используют в условиях многозадачности, неопределённости, постоянных инноваций, когда традиционные способы управления неэффективны. Поэтому Скрам-мастер не типичный менеджер. Сотрудников он учит работать по новым правилам и наслаждаться процессом, а компании помогает перестраиваться и регулярно выпускать работающий Продукт.
Меня привлекли человечный подход, ставка на живое общение и постоянное стремление увеличивать ценность. До этого работал менеджером проекта, и разница на лицо.
Денис Сальников из N26 В Скрам-мастера стоит идти, если вы хотите помочь сотрудникам профессионально развиваться и вместе улучшить процесс работы, — у вас будет достаточно влияния, чтобы бросить вызов устаревшей системе управления. Ещё эта роль подойдёт тем, кто хочет выпустить передовой Продукт, — Скрам-мастера больше всего нужны инновационным компаниям.
Я пришла в новый отдел маркетинга, что помочь производителю программного обеспечения освоить рынок b2c. В компании уже был заметен Аджайл, но не было маркетинга как такового, и никто не знал, как маркетологам использовать Скрам. Я стала кем-то вроде проводника знаний о фреймворке.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Если вам нравятся правила Скрама или вы хотите попробовать его в своей отрасли, тогда вперёд. Осталось разобраться, каково вам будет в новой роли и как её освоить.

Кому проще, а кому сложнее освоить роль

Скрам-мастер постоянно сталкивается с сопротивлением. Помогать сотрудникам профессионально развиваться — здорово на бумаге. На практике не все люди осознают, что им хотят помочь, и меняться ради того, чего не понимают, они не готовы. Поэтому Скрам-мастер отводит большую часть времени на работу со старыми убеждениями, и навыки нужны соответствующие.
Нужны терпение и навыки фасилитации. Скрам-мастер не может дать ответ напрямую — только подвести к нему.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Скрам-мастером стать проще, если вы уже были неформальным лидером в коллективах. Сможете разрешить конфликт любой сложности: с отдельными сотрудниками, между Командой или в компании. Проще будет и оптимистам, которые не боятся изменений. Действия Скрам-мастера дают результат не сразу, и вашего запала должно хватить, чтобы довести всё до конца.
Большая часть работы Скрам-мастера — развитие коммуникаций, и ему пригодится умение договариваться со всеми в формате win-win.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Скрам-мастером стать сложнее, если вы не айтишник и не эйчар. Тренер Unusual Concepts Сергей Лобин советует найти опытного коллегу в качестве ментора. Ещё сложнее придётся людям, которые любят контролировать каждый шаг Команды.
Людям с сильным эго и глубокими техническими познаниями труднее всего воздерживаться и не влиять на принятие всех решений.
Денис Сальников из N26 Если вы обладаете подходящими качествами или ваши качества хотя бы не усложнят работу, осталось воспользоваться одним — готовностью учиться.

Чему стоит обучаться

Скрам-мастер — это практик, коуч, фасилитатор. Он обладает и другими навыками, но развивается прежде всего в трёх направлениях.
Практика нужна, чтобы строить Скрам в компании, фасилитация — чтобы хорошо проводить встречи, а коучинг — чтобы лучше работать с людьми.
Андрей Редин из «Альфа-Банка» Обучаться правилам Скрама — обязательное условие. Иначе вы не сможете оценить, насколько строго их соблюдают, и не сделаете компанию гибкой. В процессе обучения важно усвоить ценности Аджайла, чтобы знать, когда от правил Скрама можно отступить в пользу Продукта. Обучаться можно у аккредитованных тренеров. Это необязательно, но существенно увеличит шансы сдать экзамен и получить международный диплом.
Нельзя рассчитывать, что знание наизусть Руководства по Скраму без усвоения ценностей Аджайла поможет стать хорошим Скрам-мастером.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Обучаться коучингу можно в Международном Эриксоновском Университете или на тренингах. Есть тренинги по конфликтологии, бюджетированию — все они расширят ваш кругозор. Обучаться фасилитации стоит у крутого фасилитатора. Сергей Лобин советует Дмитрия Лазарева.
Умению слушать людей научиться тяжело. Но фасилитация ещё на старте поможет завоевать доверие сотрудников и компании.
Сергей Лобин из Unusual Concepts Если вы уже обучены, поищите стажировку. В каждой компании свой Скрам, и чем больше увидите, тем лучше поймёте суть. Говорят, в «Альфа-Банке» уже пробуют стажёров. Можете устроиться и в штат. Полноценную роль Скрам-мастера предлагают в крупных компаниях. Спасибо Денису Сальникову, Лане Сан, Михаилу Скляренко, Андрею Редину и Сергею Лобину за помощь со статьёй.
Комментарии
Юлия Скрипальщикова, 26 апреля 2017

Станислава, здравствуйте! Первый релиз далеко не всегда случается в конце первого спринта. Зачастую, для разработки MVP нужно больше времени, поэтому для вас вполне подойдет любая другая дата, удаленная на 3-6 месяцев. Тем не менее, спасибо за ваш комментарий! Меня очень радует, что вы релизите каждый спринт. Вы большие молодцы, особенно если длина спринта при этом позволяет быть достаточно гибкими.

Станислава, 26 апреля 2017

Релиз - это такой классный тайм-бокс! И зачем только мы релизим каждый спринт =) Придется половину воркшопа перепридумывать теперь