Многие люди, практикующие Скрам ошибочно называют Обзор Спринта – “Демо”. Казалось бы, какая разница, если это лишь вопрос терминологии? Тем не менее, Обзор Спринта – самое недооцененное событие Скрама, и многим организациям еще только предстоит в полной мере реализовать его потенциал. “Демо” действительно является очень важной и необходимой его частью Обзора Спринта, но не единственной.
Важно – инспектируем Спринт как событие.
Спринт сам по себе – одно из 5-ти официальных событий Скрама. Обзор Спринта – это не просто демонстрация “Готового” Инкремента продукта, а инспекция прошедшего Спринта, исследование его как эксперимента. В Скраме каждый Спринт – это проект, а сама разработка продукта состоит из большого количества подобных мини-проектов. Каждый Спринт может оказаться последним. Владелец Продукта принимает решение о финансировании очередного Спринта исходя из экономической целесообразности (ROI).
Каждый Спринт может стать последним. Владелец Продукта принимает решение о финансировании очередного Спринта исходя из экономической целесообразности (ROI).
К примеру, формально на Обзоре Спринта могут быть приняты следующие решения:
- Остановить разработку.
- Финансировать следующий Спринт.
- Добавить команду(ы) для увеличения скорость разработки.
- Изменить состав Команды Разработки.
Кто приходит на Обзор Спринта:
Владелец Продукта, Команда Разработки, Скрам Мастер и заинтересованные лица (конечные пользователи, другие команды, менеджеры, инвесторы, заказчики и т.д.).
Данные на входе и выходе Обзора Спринта:
Вход |
Выход |
Бэклог Продукта, Критерии Готовности (Definition of Done), Спринт. |
Обновленный Бэклог Продукта, план релизов, предполагаемые задачи для следующего Спринта. |
Как проходит Обзор Спринта:
- Встречу открывает Владелец Продукта и объясняет присутствующим, что Команда Разработки смогла завершить в текущем Спринте (что “готово”).
- Команда Разработки демонстрирует “готовый” функционал (“Демо”) и отвечает на вопросы.
- Владелец Продукта обсуждает текущий Бэклог Продукта, изменения на рынке, дает прогноз о возможных датах завершения (“релиза”).
- Присутствующие обсуждают элементы Бэклога Продукта, которые могут быть выполнены в следующем Спринте. Таким образом, заинтересованные лица понимают, что станет дальнейшим фокусом Команды Разработки.
“Демо” является частью Обзора Спринта, а самое важное – диалог, который происходит между Скрам Командой и заинтересованными лицами – происходит после демонстрации “готового” инкремента.
Как понять насколько хорош ваш Обзор Спринта?
В основе Скрама лежат принципы итеративно-инкрементальной разработки, которые предполагают получение обратной связи и постоянное обновление Бэклога Продукта. К сожалению, команды часто забывают об этом. Обзор Спринта помогает получить обратную связь, а количество изменений в Бэклоге Продукта может служить хорошим индикатором здоровья вашего Скрама.
Обзор Спринта является инструментом получения обратной связи, а количество изменений в Бэклоге Продукта после Обзора Спринта может служить важным индикатором здоровья вашего Скрама.
Почему многие команды ограничиваются одним лишь Демо?
Многие команды/компании не в полной мере реализуют предпринимательский дух Скрама и концепцию “Владелец Продукта = mini-CEO продукта”. Часто заинтересованные лица лишь присутствуют на демонстрации инкремента (которая обычно происходит на проекторе), после чего задается несколько вопросов и все быстро расходятся. Этому может быть несколько причин:
- Владелец Продукта на самом деле не “владеет” продуктом и не может оптимизировать ROI, не может принимать стратегические продуктовые решения, является таким себе Fake Product Owner (FPO). На Обзоре Спринта часто заинтересованные лица (среди которых, скорее всего, и присутствует настоящий Владелец Продукта) “принимают” работу у Скрам Команды.
- Компания продолжает жить в парадигме “контрактной игры” между бизнесом и разработкой с заранее определенным скоупом и датами завершения. Обзор Спринта в этом случае неизбежно превращается в статусную встречу.
- Поверхностное внедрение Скрама в компании.
- Владелец Продукта недостаточно работает с заинтересованными лицами.
- Имеет место “fake Scrum”, когда на самом деле “Скрам команда” работает не над настоящим продуктом, а лишь частью системы, у которой есть лишь входы (данные) и выходы (данные). Тогда что вообще показывать и на что давать обратную связь?
Хорошие практики для проведения Обзора Спринта.
- Не более одного часа на подготовку.
- Неформальная встреча с печенюшками и со стороны напоминающая meetup. Часто проводится в формате Expo или Review Bazaar.
- Бэклог Продукта обновляется после Обзора Спринта.
- На встрече присутствуют конечные пользователи.
- Команда Разработки напрямую общается с конечными пользователями и заинтересованными лицами, получая прямую обратную связь от них.
- “Готовый” продукт демонстрируется на рабочих машинах, за которыми заинтересованные лица сами “играют” с новым функционалом.
Симптомы нездорового Обзора Спринта.
- Формальная встреча, статус митинг.
- Использование слайдов и проектора для демонстрации обновленного функционала.
- Владелец Продукта принимает работу у Команды Разработки.
- Команда Разработки не присутствует или не в полном составе.
- Нет заинтересованных лиц и/или конечных пользователей продукта.
- Демонстрация “сырого” функционала (не соответствующего критериям готовности).
- Бэклог Продукта не обновляется (команда работает с заранее определенным скоупом задач наперед).
- Заинтересованные лица “принимают” работу у Владельца Продукта.
Сухой остаток
Выше было написано много строчек текста. Давайте попробуем подвести итоги и выделить главное:
- Обзор Спринта – больше, чем просто Демо. На Обзоре Спринта обсуждается изменение рынка, исследуется прошедший Спринт как событие, обновляется план релизов, обсуждается Бэклог Продукта и возможный фокус для Команды Разработки в следующем Спринте. Но самое главное – должен состояться диалог между Скрам Командой и заинтересованными лицами, которые дают обратную связь на инкремент продукта.
- Количество изменений в Бэклоге Продукта может служить важным индикатором здоровья вашего Скрама.
- На Обзоре Спринта помимо заинтересованных лиц должны присутствовать конечные пользователи.
Сергей, спасибо за оценку поста ))
Видеозаписей нет, но я планирую скоро опубликовать более расширенный пост про то, как проводить крутые Sprint Review. Думаю, там будет вся необходимая информация.
Отличный пост, спасибо !
А есть где-нибудь видеозаписи крутых sprint review ? Хочется понять, как подтолкнуть людей к продуктивной работе.
Спасибо, исправлю )
Илья, спасибо за пост!
У Вас опечатка в "Симптомы нездорового Обзора Спринта.": "...в составе составе".