Недавно я дал комментарий московскому журналу “Мое дело” для статьи про аджайл и скрам, которую готовит редакция. Хочу привести мои ответы тут в нашем блоге, поскольку что и когда дойдет до печати предугадать трудно.
В целом, хочется отметить, что уровень начальных знаний у журналистов очень низкий, о чем вы можете судить сами по качеству задаваемых ими вопросов. Старался отвечать, так чтобы одновременно исправлять все, что понято неправильно про аджайл и скрам.
Да это во многом так. У большинства людей эти понятия не разделяются и люди пользуются ими попеременно. Многие считают Аджайл и/или Скрам методологией, что тоже не верно. Методология это рецепт, позволяющий достичь определенных результатов. Ни Аджайл, ни скрам методологией не являются.
Лишь немногие знают, что Аджайл это образ мышления, культура опирающаяся на ценности описанные в аджайл манифесте. Аджайл это то, как люди думают. В то время, как Скрам, это один из многих фреймворков – способов организации своей работы. Скрам это то как люди работают.
Почему произошла путаница этих понятий мы можем только гадать: возможно потому, что услышав что-то новое, люди не удосуживаются подробным изучением деталей, а собирают информацию по слухам коллег, которые собирали ее по слухам других коллег. Другая версия, почему люди могут путать эти понятия, возможно связана с большим распространением фреймворка Скрам, на сегодняшний день им пользуются более 80% аджайл команд.
Напоследок хочется добавить, что Скрам был придумал специально для организаций с Аджайл образом мышления. То есть для того чтобы у вас легко и беззаботно прижился Скрам необходимо, чтобы Аджайл уже витал в головах ваших работников. Как гласит одна старая русская поговорка: Скрам без Аджайла – деньги на ветер.
– В данном случае, скорее всего речь идет о фреймворке Скрам. Говорить что Скрам препятствует организации что-либо делать – неверно, поскольку как применять фреймворк у вас в компании все-таки решают люди, и уже люди в свою очередь могут чему-то препятствовать или чего-то не знать.
Данное заблуждение связано скорее всего с тем, что в самом подходе Скрам не дано рецепта создания стратегии или видения продукта. Но поскольку Скрам это не методология (которая должна была бы давать ответы на все вопросы), а фреймворк (не дает всех ответов, а оставляет много возможностей для адаптации подхода под нужды конкретной организации), то раз ответа на этот вопрос в Скрам не содержится, задача вашей организации расширить фреймворк самим соответствующим образом, добавив недостающие элементы.
“Внедрить аджайл” – очень странная фраза, ведь мы обычно не говорим “внедрить людям в нашей организации определенный образ мышления”, скорее правильнее говорить о “переходе к новому образу мышления”.
Опять же перейти на определенный образ мышления в одном отделе, изолированно от остальной организации, тоже довольно странная история. Это примерно, как если бы мы в русской ортодоксальной церкви, перевели церковный хор на исповедование ислама. Аджайл это все-таки образ мышления для всей организации, а не для какой-то ее части. Это еще одна очень распространенная ошибка в понимании смысла Аджайл.
Другое дело, если говорить про Скрам. Его как фреймворк на самом деле можно применить изолированно внутри какого-либо отдела. Хотя опять же, скорее всего вы очень быстро обнаружите, что Скрам – опираясь на определенные ценности, будет обнажать проблемы в других частях организации, которые будут требовать вашего внимания и соответствующего изменения образа мышления людей вне того отдела, где Скрам был внедрен изначально.
Мы уже разобрались, что Аджайл это не методология. Прочитать манифест и завтра же начать работать с новым сознанием, в теории, можно. На практике вам будет мешать прошлый опыт.
На сегодняшний день наши организации не основаны на тех ценностях, которые описаны в манифесте. И если вы прочитаете сегодня в умной книге, что завтра нужно действовать по другому, ваши реальные действия завтра скорее всего не изменятся, потому что действовать вы будете по привычке. Именно поэтому и нужны тренеры и коучи, которые будут “держать зеркало” и давать организации обратную связь, показывая нам наши собственные действия со стороны и комментируя, когда наши действия будут расходиться с нашими новыми намерениями.
Переход организации к новому образу мышления завершится только тогда, когда большинство людей в нашей организации начнет думать и действовать по другому. Это процесс изменения сознания личности, который не происходит за день, неделю и даже месяц. Именно поэтому процесс трансформации организации занимает многие годы, иногда десятилетия.
– Нет, но это можно сказать про Скрам :). Опять же, как вы, наверное, догадались в случае с прозрачностью Скрам действительно ее повышает за счет встроенных в данный фреймворк элементов (бэклог и работа с бэклогом, планирование, стэндап, демо, ретроспектива). В случае с доверием, его рост случится не напрямую, а косвенно, ведь работая по Скрам, люди работают вместе помогая друг другу, и регулярно с короткими промежутками оценивают текущие результаты, а как мы знаем выполнение маленьких обещаний в свою очередь и ведет к повышению уровня доверия между людьми.
День добрый, Сергей, как говорил Ганди, начинать всегда лучше с себя. Разберитесь хорошенько что такое аджайл, сходите на тренинг, посетите какие-то компании, которые уже идут по этому пути.
Поделитесь информацией с коллегами и возьмите их с собой в это путешествие.
Начните с малого, и попробуйте сделать небольшой пилот, работая в новом формате с коллегами единомышленниками, которые сами вызовутся на подобный эксперимент.
Получив практический опыт начинайте улучшать то что имеете. Через год маленьких инкрементальных улучшений вы продвинетесь очень далеко :)
А как внедрять этот образ мышления в компанию ? с чего начать ?