новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Чек-листывпомощь

Книжные жертвы.
Бывают ли у вас такие дни, когда вы, начав читать книгу, просто не можете оторваться от нее? Время летит, обед уже давно пропущен, за окном стемнело, а сил остановиться и переключиться на другие дела нет? В итоге книга «проглатывается» за день (или ночь). Вчера со мной случилось нечто подобное, а виновата она – книга «The Checklist Manifesto: How to Get Things Right».

Работать в Запутанном мире стало тяжелее.
Мы живем в чрезвычайно быстро меняющемся и турбулентном мире. При этом скорость изменений и объем информации только увеличивается. Мир ускоряется, и вместе с ним вынуждены ускоряться и мы. Особенно это касается IT индустрии, где турбулентность просто зашкаливает. Мир, окружающий нас, кардинально изменился за последние десятилетия, при этом человеческая физиология осталась прежней. Как это влияет на нас?

В сложных условиях специалисты сталкиваются с двумя главными трудностями. Первая – ошибки человеческой памяти и внимания, особенно, когда дело доходит до повседневных вопросов, которые легко упустить из виду из-за напряжения. Когда вы разговариваете с пациентом, а в это время расстроены событиями, происходящими в вашей семье, очень легко забыть проверить пульс (The Checklist Manifesto, Atul Gawande, 2009).

Цена наших ошибок.
Есть профессии, в которых цена ошибки стоит очень дорого. Примеры таких профессий – врачи, пилоты самолетов, архитекторы и т.д. Мне кажется, что нам есть чему поучиться у них, ведь их ошибки и правила часто написаны кровью.

Подумайте, вы же наверняка будете возмущены непрофессионализмом врача или медсестры, которые перепутали дозу лекарства или в неправильной пропорции смешали компоненты в капельнице? А истории про то, что хирурги оставляют в теле пациентов, которых они оперировали, скальпели и прочие инструменты, всегда облетают новостные ленты.

Почему же мы сами позволяем часто небрежно относиться к нашим обязанностям на работе? Почему программист с легкостью может залить сырой код? Почему HR или бухгалтер может быстро пробежать глазами по бумажке и подписать ее? Причем это делается не из-за злого умысла или человеческой лени.

Когда специалисты пропускают некоторые шаги, то часто успокаивают себя тем, что они помнят все, что необходимо сделать и держат всю картину в голове. В конце концов, некоторые действия не всегда имеют значение.  Например, закрытие двери в самолете, как правило, происходит автоматически и проверка  бессмысленна в большинстве случаев (The Checklist Manifesto, Atul Gawande, 2009).

Для врачей измерение четырех жизненно важных симптомов (пульс, дыхание, давление, температура) указывает на проблему только в одном из пятидесяти или ста случаев. “Это никогда не было проблемой раньше” говорят люди. Пока в один прекрасный день не происходит трагедия.

Чек-лист нам в помощь.
Не стоит даже  объяснять, что такое чек-лист. Давайте посмотрим, каким образом этот простой инструмент может помочь нам в борьбе с нашими ошибками.

Чекисты обеспечивают защиту от критических сбоев. Они напоминают нам о минимальных и необходимых шагах, делая их явными. Они не только проверяют качество работы, но и прививают дисциплину, которая является основой высокой производительности (The Checklist Manifesto, Atul Gawande, 2009).

У пилотов самолетов существует огромное количество подобных чек-листов. К примеру, вот один из них, которым пилоты пользуются в случае отказа работы из двигателя:
Скриншот 2015-02-01 15
Чек-листы для запутанного мира.
Хорошо, если мы уже ранее сталкивались с подобной проблемой и нам заранее известен алгоритм, который мы визуализировали в виде чек-листа (вроде приведенного выше). Но что делать, если проблема находится в запутанном мире и оптимальное решение неоднозначно? Кто должен принимать решение в этом случае? Оказывается, для этого тоже существует чек-лист, просто состоит он лишь из единственного пункта:

Решение должно приниматься командой, состоящей из людей различных взглядов и опыта.

Мы верим в то, что две пары глаз лучше, чем одна. В запутанном мире полагаться на мнение одного «эксперта» слишком опасно.
Скрам и чек-листы.
Прочитав книгу «The Checklist Manifesto: How to Get Things Right», я понял, что сам Скрам представляет собой чек-лист, который помогает командам создавать продукты высокой ценности. Скрам Мастер должен убедиться в том, что данный чек-лист был пройден каждый Спринт:

  1. Планирование Спринта состоялось, на выходе Скрам Команда определила Цель Спринта и детальный план (Бэклог Спринта).
  2. Ежедневные Скрамы состоялись и помогают в синхронизации команды и выявлении проблем:
  1. Команда Разработки разработала «Готовый» инкремент продукта.
  2. Ревью Спринта состоялось, на выходе получили обновленный Бэклог Продукта.
  3. Команда провела Ретроспективу, по результатам которой создала план улучшений (внутренний чек-лист) на следующий Спринт.
  4. «Готовность» и прозрачность продукта определяется внутренним чек-листом, который называется Definition of Done.

16393268102_065ab27d3b_z
Другие чек-листы Скрам Команды.
Конечно, приведенный выше – минимальный список чек-листов для каждой Скрам Команды. В реальной жизни этого мало. Вот некоторые дополнительные чек-листы, которые могут помочь:

Это далеко не полный список, а просто первое, что мне приходит на ум и без чего, на мой взгляд, невозможно вообще эффективно вести Скрам процесс. У каждой Скрам Команды будет свой набор чек-листов и часто они будут появляться и обновляться после проведения Ретроспективы Спринта.

Как выглядят хорошие чек-листы?

А какие чек-листы вы используете в своей практике? Можете поделиться с нами?

Scrum ON!

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Студент Unusual Concepts делится ценными советами по сдаче экзамена PSM и PSPO 1. Цена попытки — 200$, но лучше сходить на тренинг Unusual Concepts. Рекомендую! Выйдет в четыре раза дороже, но оно того стоит. 2. Внимательно и вдумчиво изучить scrum guide на английском (!) языке. Что угодно делайте, чтобы понять и запомнить всё, что там написано. Мне лично помогло рисовать mind maps. Кому-то помогает внимательно прочесть 3 раза. 3. Пройти open assessments на сайте scrum.org (open, product owner, developer). Nexus не надо. Здесь задача в том, чтобы понять логику того, кто эти тесты делал (эта же самая логика используется и в сертификационном экзамене). Проходить советую вдумчиво, читая то, что написано. Не советую тупо запоминать вопросы и ответы на них, т.к. хотя в экзамене и есть copy-paste из open assessment, их, во-первых, всего лишь около половины, а во-вторых, это вам только помешает понять суть. Из этих же соображений советую тренироваться по одной попытке на каждый open assessment и потом перерыв. Потом опять по одной на каждый и опять перерыв. Идеально, если чередовать с изучением scrum guide. Обязательно читаем результаты теста! Там годные комментарии к ответам. Добивайтесь устойчивого 100% результата. 4. Если у вас с английским языком проблемы — то советую подтянуть. Лучший способ, на мой взгляд, делать всё, что я тут описал, но со словарём. Добиваемся, чтобы весь scrum guide и все open assessments были понятны без словаря. Во время экзамена словарь держите под рукой — попадаются непонятные слова, но целиком полагаться на него не стоит (один товарищ пытался загонять все вопросы в он-лайн переводчик, и в результате получил 53% правильных ответов). 5. Сертификационный экзамен сдаётся на сайте scrum.org, где другой интерфейс, чем у тестовых экзаменов. Это может добавить мандража, если станет неожиданностью. Но существенных отличий там нет. Разве только можно закладки ставить. 6. Перед сдачей самого экзамена убеждаемся, что у нас есть час времени, когда точно никто не будет отвлекать и интернет точно не отвалится. Я перестраховывался 3g модемом, но, слава Богу, не пришлось. 7. Во время экзамена ни в коем случае не надо париться над сложными вопросами! Если вопрос сложный, то выбирайте то, что вам кажется верным, ставьте на вопрос закладку (bookmark) и идите дальше. Большинство вопросов (около 60 из 80), при условии что всё вышеописанное вами сделано добросовестно, вы отобъёте за 30 минут. Оставшиеся 30 минут можно потратить, чтобы внимательно и вдумчиво разобрать все закладки. У меня даже получалось в интернете поискать варианты в это время. 8. Не надо ставить закладку на все вопросы, в которых у вас есть сомнения. Ставьте закладку только там, где вы вообще не уверены. Иначе получится неприятная картинка, когда сначала вы закладки ставили на средне-сложные вопросы, а потом стали ставить только на очень сложные, и в результате под конец теста у вас не 20 закладок, а 40, и времени в обрез. 9. Помните — это экзамен. Не надо быть самоуверенным, а то завалить его проще простого. Но и мандражить сильно не надо. Просто тщательно подготовьтесь, и всё будет хорошо. Оригинал поста в Фейсбуке
Андрей Толмачев рассказывает, как разрешить взаимное недовольство Владельца Продукта и Команды Разработки.

Условия задачи

Представьте такую ситуацию. Вы — новый Скрам-мастер. Ваша Команда Разработки состоит из системного аналитика, двух разработчиков и двух специалистов по тестированию. Длина Спринта — две недели. Команда работает со сложной системой на старой платформе, поэтому для каждого элемента Бэклога Продукта аналитика, разработка и тестирование попадают в отдельные Спринты. В течение последнего Спринта Команда не успела сделать работу, взятую в Спринт, поэтому на Ретро Владелец Продукта допытывается, кто чем занимался в течение Спринта. Владелец Продукта жалуется, что Команда работает очень медленно. Члены Команды жалуются, что бизнес контролирует и микроменеджит их. Как разрешить взаимное недовольство Владельца Продукта и Команды Разработки? Давайте разбираться.

Что происходит

Для каждого элемента Бэклога Продукта аналитика, разработка и тестирование попадают в отдельные Спринты — это означает, что элемент будет готов к выпуску только через три Спринта. В таком случае истинная длина Спринта равна шести неделям — это больше, чем допускает Руководство по Скраму.
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.
Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате:
  • возрастает риск сделать не то, что надо. Способность реагировать на изменения падает;
  • стабильность процесса падает, прогнозировать работу сложно. Например, тестирование выявляет дефекты через недели после разработки. Баги обнаруживаются поздно, поэтому объём «поддержки» будет меняться от Спринта к Спринту;
  • рабочий процесс перестаёт быть прозрачным.
По этим причинам Команда Разработки теряет доверие Владельца Продукта и стейкхолдеров, следовательно, давление возрастает и начинаются конфликты.

Решение

Скрам-мастер не может решить проблему самостоятельно, но может помочь своей Команде следующим образом:
  • объяснить описанную выше системную динамику и её вредные последствия. Скрам-команда должна понимать, что правило Скрама про Done Increment каждый Спринт — это естественное системное решение их проблемы;
  • помочь сформулировать или пересмотреть минимальный DoD, который может быть выполнен в течение Спринта и который обеспечит готовность Инкремента к релизу;
  • научить Команду Разработки правильно декомпозировать элементы Бэклога. Небольшие элементы в Бэклоге Продукта способствуют ранней поставке, оптимизации ценности Продукта и улучшению потока работы;
  • помочь договориться взять в следующий Спринт хотя бы один небольшой элемент Бэклога, но довести его до состояния Done;
  • визуализировать поток работы. Прозрачность — залог успеха;
  • устранить простои в работе. Для этого Скрам-мастер обучает Команду хорошим инженерным практикам, например, общему владению кодом, стимулирует развитие T-shaped или E-shaped людей в Команде, заключает командные соглашения;
  • объяснить Владельцу Продукта, что причина задержек — технический долг и убедить его выплатить.
Используйте Ретроспективу, чтобы найти лучшие решения по устранению препятствий. Помните, что эти решения — эксперименты, не факт, что они принесут ожидаемый эффект. Поэтому инспектируйте результаты прошлых решений и адаптируйте решения на следующих Ретроспективах.

Итоги

Готовый Инкремент в конце Спринта — это важнейшие правило Скрама, которое помогает избежать роста рисков, потери предсказуемости и гибкости. Описанные причинно-следственные связи полезно знать, чтобы понимать, почему Скрам требует соответствующий DoD, готовый к релизу Инкремент каждый Спринт. Следующие действия могут помочь в достижении этой цели:
  • декомпозиция работы на небольшие PBI;
  • визуализация потока работы в Спринте и поиск основных узких мест;
  • устранение «простоев» работы с помощью командных соглашений, хороших инженерных практик и развития T-shaped или Е-shaped людей;
  • планомерная ликвидация технического долга.
Комментарии