новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Когдапрозрачностьненашуткупугает

На последнем харьковском тренинге у меня была очень интересная группа. Более половины участников оказались менеджерами. Именно этим я объясняю то, что нам пришлось очень часто возвращаться к понятию проекта и его успешности. Project Management Institute (PMI) не помогает нам двигать индустрию в правильном, с нашей точки зрения, направлении. Как и прежде, они говорят об успешных проектах, а не успешных продуктах.

Проекты и продукты. Скажу вам честно, мне абсолютно не интересны проекты. Мне, как конечному потребителю, хочется, чтобы в жизни меня окружали удобные и качественные продукты (машина, бытовая техника, программное обеспечение, квартира, еда, телефон и т.д.), и подозреваю, что в этом желании я не одинок в мире. И если продукт классный, то я буду им пользоваться, не смотря на то, что бюджет проекта был превышен или же сроки его «поплыли» (в этом случае проект считается неуспешным).
Скрам четко говорит нам о том, что его цель – создание и поддержка успешных ПРОДУКТОВ, а не проектов:

Scrum is a framework for developing and sustaining complex products.

А теперь представьте себе, что проект был закончен успешно (в срок, с обещанным объемом функционала, в пределах запланированного бюджета), НО:

Успешный проект говорите? 🙂
Эта страшная вещь – прозрачность. А еще Скрам обладает такой «страшной» и «зубастой» штукой, как прозрачность. И в некоторых случаях она настолько неприемлема для компаний, что ее стараются засунуть как можно дальше, чтобы скрыть неприглядную правду, иметь возможность дальше лгать себе и заказчику. Мне приходится наблюдать это постоянно.

Пример из жизни. Одна аутсорсинговая компания заключила контракт с заказчиком. Скрам Команда должна была в кратчайшие сроки создать новый продукт. Скрам был выбран неслучайно – требования были настолько неопределенными (в случае со стартапом обычная ситуация), что даже менеджмент понял, что классическая схема с бизнес аналитиком, сидящим 2 месяца и набивающим требования перед заходом проекта, не прокатит. Более того, менеджмент был настроен на работу в чистом Скраме, что внушало оптимизм.

Команда стартовала, прошла несколько Спринтов, получила эмпирическую информацию о своей скорости (Velocity) и Скрам Мастер помог Владельцу Продукта сверстать первый Релиз План. Ба-Бах! И тут оказалось, что тот объем функционала, который заказчик рассчитывал получить через полгода, не будет готов даже через год.

На менеджмент компании начал оказывать давление заказчик, а тот в свою очередь на Скрам Мастера. Поняв, что Скрам Мастер не прокладка, просто передающая физическое усилие на команду, а ее защитник, менеджмент перешел к прямому воздействию. Эпилог, к сожалению, очень предсказуем и банален. Кен Швабер прекрасно описывает его в книге Software in 30 Days словами:

Мы знаем, что не должны оказывать давление на разработчиков для того, чтобы подогнать все под план. Наш бизнес страдает из-за подобных действий. Мы давим разработчиков и заставляем их влезать в эфимерные планы. Каждый раз, когда мы это делаем, разработчики отвечают автоматическим понижением качества продукта. Результат так плох, что нам приходится входить в стабилизационную фазу или выходить на рынок с продуктом низкого качества.

Но это еще не конец истории. Менеджмент компании сделал организационные выводы:

У нас Скрам не работает.

Прозрачность и Скрам убрали, Скрам Мастера НЕпрокладку заменили на Скрам Мастера прокладку и перестали мерять скорость. Зачем? А потому что она бы оставалась бельмом на глазе, мешала бы и дальше обманывать заказчика (контракт был Time & Material). Менеджмент не был готов честно признаться, что скорость команды слишком низкая для того, чтобы удовлетворить запросы заказчика и проект, возможно, стоит закрывать или же передать другому вендору, чтобы не тратить попусту деньги. Менять бюджет или резать скоуп, что логично делать в подобных ситуациях, заказчик категорически отказывался.

Напрашивается несколько выводов:

Как закончилась та история. Недавно я узнал, что продукт, все-таки, выкатили на рынок. Ровно через полтора года, как и прогнозировалось в самом начале. Для меня это означает минимальные шансы на успех, но я буду рад ошибиться. Окном возможностей для любого стартапа сейчас считается период 3-5 месяцев. Если вы не выходите в публичный релиз за это время, риски начинают расти нелинейно, в геометрической прогрессии. Но это уже другая история, о которой мы, возможно, поговорим в следующий раз.

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Цена задержки — инструмент, который позволяет привести к единому знаменателю разные проекты и оценить их с точки зрения денег. Выглядит заманчиво, но как её рассчитать для вашего проекта?

Определите, что является ценностью для вашей компании

  1. Увеличение доходов — благодаря этой фиче компания увеличит доход.
  2. Сохранение доходов — эта фича поможет сохранить клиентов, повысить уровень безопасности.
  3. Избежание затрат — эта фича нужна, чтобы выполнить требования регулятора и избежать пеней или штрафов.
  4. Сокращение затрат — благодаря этой фиче компания сократит издержки. Например, автоматизировать ручной труд, сделать автоматический приём заявок.
Определите, к какой категории относится ваша фича. Если она не попадает ни в одну — задумайтесь, надо ли вообще её делать. Эти категории подходят для любых проектов или продуктов, потому что оценивают один параметр — деньги.

Определите характер задержки

Разные проекты будут по-разному приносить или сохранять деньги. Вы должны понимать, как задержка будет меняться с течением времени и как быстро вам нужно будет реагировать на изменения. Задержка бывает:
  • срочная. Если сейчас не сделаем фичу, то теряем сразу много денег;
  • стандартная. Теряем деньги, но не сразу. Есть время, чтобы исправить ситуацию. После этого периода затраты растут линейно с течением времени;
  • экспоненциальная. Самый опасный тип задержки. В результате непредсказуемого события компания теряет очень много. Если событие не произойдёт, то компания ничего не потеряет;
  • к фиксированной дате. Если не успеем выпустить фичу к определённой дате, то компания потеряет деньги. Например, закон вступает в действие с 1 ноября. Если компания не успеет к этому времени обновить сайт, её ждут большие штрафы.

Рассчитайте вес цены задержки

Чтобы рассчитать самую выгодную последовательность выполнения задач, придумали параметр вес цены задержки. Как начать использовать цену задержки (Cost of Delay) Чем больше вес у задачи, тем выше её приоритет в Бэклоге. Посмотрим, как это работает на примере. Дано: в компании хотят внедрить три фичи — А, В, С.
Фича Цена задержки Сколько времени делают
А 5 000 $ 10 дней
В 5 000 $ 5 дней
С 10 000 $ 5 дней
Характер задержки у всех фич линейный. В каком порядке делать фичи, чтобы компания потеряла меньше денег? Решение: рассчитаем вес цены задержки для каждой фичи. CD3 Score А = 5000 ÷ 10 = 500 CD3 Score В = 5000 ÷ 5 = 1000 CD3 Score С = 10000 ÷ 5 = 2000 Ответ: делаем фичи по порядку С, В, А.
Илья Павличенко подготовил новый обзор статей о гибких подходах к разработке продуктов.

Процессы

Use Burn-Down Charts to Discover Scrum Anti-Patterns Классная статья, в которой описаны разные паттерны истощения и объяснено, что за ними скрывается. Retrospectives for Large Teams with Many Sub-Teams Лиса Криспин пишет, как провести эффективную Ретроспективу для 40 с лишним человек, многие из которых удалённые участники. Visual Planning & Templates Если вы не умеете рисовать, но хотите провести шикарную стратегическую сессию с визуальными материалами, по ссылке сможете купить отрисованные заготовки.

Продукты

5 Ways to Design Products Customers Love Почитайте о пяти способах создания Продукта, который полюбят конечные потребители. 10 Tips fr Writing Good User Stories Роман Пихлер делится десятью полезными техниками для работы с пользовательскими историями. What Is a User Story? Убедитесь, что вы правильно понимаете пользовательские истории.

Организации

Scrum@Scale at Bosch: Embracing Agility Кейс трансформации в корпорации Bosch Moving from Blame to Accountability Разбор с точки зрения системной динамики, почему обвинять непродуктивно и культура обвинений тормозит инновации в организациях. From Key Success Factors to Key Success Loops Попробуйте перейти в стратегическом планировании от исследования ключевых факторов успеха к исследованию ключевых циклов успеха, чтобы увидеть большую картину происходящего и избежать драки за ограниченные ресурсы между проектными командами.
Комментарии