новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

ИщемгребешокдляпричесыванияБеклога

В Скрам Гайде версии 2011 года присутствовал термин Grooming. Это неофициальная встреча Скрама, во время которой Команда Разработки вместе Владельцем Продукта старательно «причесывают» Беклог, готовя его к следующим Спринтам. В последней версии встреча не изменила своего назначения, просто сменила вывеску и теперь называется Product Backlog Refinement (PBR).

Зачем? Откройте английский жаргонный словарь, и вы сразу поймете, почему многие англичане раньше смущенно качали головой.
Тем не менее, давайте считать, что во время Product Backlog Refinement (PBR) Беклог, как и прежде, отправляется в парикмахерскую для того, чтобы команда и Владелец Продукта могли:

Поддержка Беклога Продукта – это активность по добавлению деталей, оценок и упорядочивания элементов в Беклоге Продукта. Это непрерывный процесс, во время которого Владелец Продукта и Команда Разработки работают над требованиями Беклога Продукта. Во время обработки требования проверяются и пересматриваются. Скрам Команда решает, как и когда должна производиться Поддержка Беклога Продукта. Обычно это занимает не более 10% времени Скрам Команды. Однако Владелец Продукта в любое время может изменить требования на свое усмотрение (Scrum Guide, july 2013).

PBR одна из самых загадочных встреч, и у команд возникает много вопросов. Мы постараемся разобраться в этом, но для этого сначала давайте пробежимся по определению Беклога Продукта.

Беклог Продукта. Последняя версия Скрам Гайда дает нам определение:

Беклог Продукта – это УПОРЯДОЧЕННЫЙ список всего, что может быть нужным в продукте, он является ЕДИНСТВЕННЫМ источником требований для любых изменений, которые может потребоваться внести в продукт. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за Беклог Продукта несет Владелец Продукта, включая его содержимое, доступность и упорядочение.

Беклог Продукта никогда не является полным. Начальная версия этого документа содержит только первоначально известные и наиболее понятные требования. Беклог Продукта постоянно обновляется по мере обновления самого продукта и среды, в которой он разрабатывается. Беклог Продукта является ДИНАМИЧЕСКИМ, постоянно изменяющимся для соответствия требованиям продукта, его конкурентоспособности и пригодности. Беклог Продукта существует ровно до тех пор, пока существует и сам продукт. Беклог Продукта содержит все ФИЧИ, ФУНКЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ и ДЕФЕКТЫ, то есть те данные, которые и определяют изменения, необходимые в следующих релизах продукта. Каждому Элементу Беклога Продукта присваиваться ОПИСАНИЕ, ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР, ОЦЕНКА и ЦЕННОСТЬ.

backlog.png

Я выделил некоторые слова большими буквами. Давайте быстро пробежимся по ним:

 Ключ к эффективному планированию. Не все команды, к сожалению, понимают, что ключ к удачному планированию и, соответственно, к самому Спринту, лежит как раз в проведении эффективных Product Backlog Refinement встреч.

Нет ничего более болезненного для команды, чем плохо подготовленные Пользовательские Истории, с которыми она сталкивается на Планировании Спринта. Обсуждение затягивается на часы, команда погружается в бесконечные дискуссии и дебаты. Я видел такие встречи, и это ужасно. Хороший Владелец Продукта должен делать все возможное, чтоб избежать подобного сценария (Galen, Robert, Scrum Product Ownership).

Как часто нам нужно проводить PBR. В отличие от других обязательных мероприятий (Планирование, Ежедневный Скрам, Обзор Спринта, Ретроспектива), Скрам дает вам право самим решать как, когда и сколько раз проводить Product Backlog Refinement.

Готового рецепта нет, вы можете создать свой собственный. Но мы выработали хорошую, на наш взгляд, практику, которая хорошо прижилась во многих командах, с которыми мы работали. Мы рекомендуем командам посвящать 15-20 минут после Ежедневного Скрама подробному обсуждению одной истории. У всех появляется возможность заняться разведкой и до следующей встречи посмотреть на историю, покопаться в ней индивидуально, и, тем самым, подготовиться к планированию, чтобы чувствовать себя более комфортно.

Таким образом, планирование превращается в простой выбор того, что мы будем делать, и может занимать не более 10 минут. Такой подход позволяет сразу перейти к распилу историй на задачи и вовлечь всех в работу незамедлительно. Потом команда инспектирует и подстраивается соответствующим образом каждый день. При двухнедельной продолжительности спринтов у вас получится 2 часа (15 минут * 8 дней), которые вы сэкономили от планирования спринта.

pbr_collage.png

Готовность элементов требований. Мы должны стремиться к тому, чтобы к моменту начала Планирования Спринта все элементы Беклога были «подготовленными» для их взятия в Спринт, чтобы избежать неприятных сюрпризов:

Требования Беклога Продукта, которые можно выполнить в течение одного Спринта считаются “Подготовленными” для следующего Планирования Спринта. Элементы Беклога Продукта обычно приобретают эту степень прозрачности при помощи описанных активностей по детализации (Scrum Guide, 2013).

ОК, это понятно. А теперь вопрос, насколько тщательно следует причесывать требования? Ведь совершенству нет предела. С одной стороны, чем больше мы потратим времени на разбор историй, тем более ясным и точным будет будущий Спринт и тем меньше рисков и неопределенностей нас ждет. С другой стороны, каждый лишний час, на который отвлекается Команда Разработки, можно считать потерей. Бесконечные статус митинги, мультизадачность – разве это не против чего мы боролись? Единственно правильного ответа нет. Мы находимся в запутанной среде. Но мне нравятся несколько моделей, которые могут помочь ответить на этот вопрос.

 Кривая стоимости. Эту модель я обнаружил в книге «Real Life Scrum» (оттуда же украл и картинку).

pbr_curve.png

 Автор книги удачно подметил, что цена, которую мы платим за встречи и анализ требований возрастает примерно пропорционально времени. С другой стороны, цена имплементации требований падает нелинейно. Существует некая точка, в которой есть пересечение и после которой общая цена начинает резко расти. Наша задача как раз и заключается в том, чтобы найти эту пресловутую точку. Как это сделать? В этом может помочь вторая модель.

Правило 70/30. Эта модель предлагает Роберт Гален, и я не раз убеждался в ее правдивости. Представьте, что 100%  – это абсолютно вылизанная и проанализированная история, от которой не стоит ждать каких-либо сюрпризов. Роберт предлагает подготавливать истории примерно на 70%.

Я рекомендую определять историю лишь на 70%. У нас должны оставаться открытые вопросы, сомнения и определенная доля неизвестности. Просто не слишком много, и не в самых критических местах. Когда же заполняются остальные 30%? Во время Спринта. Команды устраняют их, выполняя работу. Это и является одной из главных причин, почему Владелец Продукта должен быть доступен для Команды в течение всего Спринта (Galen, Robert, Scrum Product Ownership).

Примеры определения готовности элемента Беклога Продукта. Скрам – гибкий фреймворк и не отдает предпочтения какому-либо формату для определения элементов Беклога. Но большинство команд используют Пользовательские Истории. Поэтому я приведу пример готовности, используя этот формат:

  1. История ясно написана и имеет ни менее 5 приемочных критериев.
  2. История не превышает 8 Story Points.
  3. Историю обсуждали на нескольких PBR встречах, и она понятна команде.
  4. Команда понимает как функциональные, так и нефункциональные части истории.
  5. Определены все зависимости от других историй и это отражено в Беклоге Продукта.
  6. История имеет определенную бизнес ценность для конечных пользователей и поддерживает Цель Спринта.

 Чем еще Скрам Мастер может помочь Владельцу Продукта и Команде Разработки? Не надо объяснять, как разработчики «любят» лишние встречи. И пусть. Это удел менеджеров. Дайте возможность разработчикам максимально фокусировано проводить встречи и заниматься их любимым делом – разработкой. Заранее распечатайте на бумаге истории, которые вы хотите обсудить и раздайте по экземпляру каждому. Настройте связь, видео, звук, подготовьте помещение, стикеры, маркеры, флип-чарты и остальные необходимые инструменты. Совершенствуйте свои навыки в фасилитации и коучинге. Избавьте свою команду от рутины, и команда ответит вам благодарностью и доверием.

pbr_prep.jpg

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Большие элементы в Бэклоге продукта (PBI) — причина неприятных сюрпризов и повышенной вариативности в Спринте. Чем больше задача, тем больше неизвестных. Большие PBI с трудом вмещаются в Спринт, а Владелец Продукта и стейкхолдеры могут долго не видеть результатов работы Скрам-команд. Недавно я начал работать с двумя фиче-командами. Владелец Продукта поместил наверх Бэклога одну огромную фичу, которая, по предварительной оценке, должна была занять команды на много Спринтов вперёд. На актуализации Бэклога Продукта присутствовали обе команды в полном составе (Multi-Team PBR). Мы декомпозировали, оценили и подготовили Бэклог Продукта к планированию за восемь шагов.

Шаг 1. Определить связь PBI с бизнес-целью

Мы обсудили, что связывает PBI с ближайшей бизнес-целью: с увеличением конверсии заявок с сайта (CR). Если ранее вы не определили бизнес-цель, то техника Impact Mapping и её вариация Extended Impact Mapping точно помогут на этом шаге.

Шаг 2. Описать PBI в формате «кто, что и зачем»

Я часто использую такой формат описания элементов Бэклога Продукта:
  • кто — пользовательский сегмент или персона;
  • что — краткое описание задачи;
  • зачем — бизнес-ценность или ценность для пользователя.
Владелец Продукта и команды обсудили это в открытой дискуссии. Я зафиксировал сказанное на флипчарте, чтобы к информации было легко вернуться.

Шаг 3. Разбить PBI в малых группах

Мы сформировали четыре группы по 3–5 человек и отправили их на рабочии станции в опенспейсе, где они в течение 20 минут декомпозировали PBI. Ребята использовали паттерны разбиения и другие техники, в частности, User Story Mapping. Если команды ещё не владеют навыками декомпозиции, нужно провести обучающий воркшоп. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 4. Представить варианты разбиения

У нас получились четыре варианта декомпозиции. Теперь я хотел, чтобы мы нашли самое ценное в каждом из них. Для этого мы прошлись по каждой рабочей станции, где нам презентовали каждый из вариантов разбиения. На каждой станции мы пробыли не более пяти минут. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 5. Провести финальную «склейку»

Я попросил Владельца Продукта и нескольких представителей команд сделать финальную «склейку» различных вариантов декомпозиции. Для этого мы принесли все флипчарты и повесили их на стену. Владелец Продукта выбирал наиболее удачные части и размещал их на финальной версии. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 6. Оценить и приоритезировали полученные фичи

К этому моменту гигантская фича была разбита на более мелкие элементы. Я попросил представителей из каждой команды провести экспресс-оценку при помощи «рубашечных размеров». Затем Владелец Продукта упорядочил все полученные фичи. В итоге мы получили 11 фич, самые приоритетные из которых должны были комфортно поместиться в двухнедельном Спринте. Восемь шагов для работы с большими элементами в Бэклоге Продукта (PBI)

Шаг 7. Прояснить приоритетные PBI

Каждая группа, взяв одну фичу из верхушки Бэклога Продукта, прояснила её на рабочей станции. Через 20 минут на каждой станции появились:
  • описание фичи,
  • обновлённая оценка,
  • приемочные критерии,
  • бизнес- и пользовательская ценности.
Далее мы сделали несколько раундов «мирового кафе», двигаясь по часовой стрелке. На каждой станции был человек, который принимал обратную связь и рассказывал о фиче.

Шаг 8. Обсудить полученную ценность

Перед закрытием встречи я попросил озвучить полученные ценности и зафиксировать результат на флипчарте. Это были оценки, цель на квартал, полная картина происходящего.

Выводы

  • Предпочитайте использовать Multi-Team PBR, когда Бэклог Продукта актуализируют сразу несколько команд.
  • Всегда начинайте обсуждение PBI со связи с бизнес-целью.
  • Декомпозируйте элементы Бэклога Продукта с помощью паттернов разбиения и техники User Story Mapping.
  • Работайте в малых группах и форматах мирового кафе, трейдшоу или коктейльной вечеринки.
  • Для лучшего взаимодействия используйте бумагу, флипчарты, ножницы или стикеры.
 
Андрей Толмачев рассказывает, как разрешить взаимное недовольство Владельца Продукта и Команды Разработки.

Условия задачи

Представьте такую ситуацию. Вы — новый Скрам-мастер. Ваша Команда Разработки состоит из системного аналитика, двух разработчиков и двух специалистов по тестированию. Длина Спринта — две недели. Команда работает со сложной системой на старой платформе, поэтому для каждого элемента Бэклога Продукта аналитика, разработка и тестирование попадают в отдельные Спринты. В течение последнего Спринта Команда не успела сделать работу, взятую в Спринт, поэтому на Ретро Владелец Продукта допытывается, кто чем занимался в течение Спринта. Владелец Продукта жалуется, что Команда работает очень медленно. Члены Команды жалуются, что бизнес контролирует и микроменеджит их. Как разрешить взаимное недовольство Владельца Продукта и Команды Разработки? Давайте разбираться.

Что происходит

Для каждого элемента Бэклога Продукта аналитика, разработка и тестирование попадают в отдельные Спринты — это означает, что элемент будет готов к выпуску только через три Спринта. В таком случае истинная длина Спринта равна шести неделям — это больше, чем допускает Руководство по Скраму.
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.
Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате:
  • возрастает риск сделать не то, что надо. Способность реагировать на изменения падает;
  • стабильность процесса падает, прогнозировать работу сложно. Например, тестирование выявляет дефекты через недели после разработки. Баги обнаруживаются поздно, поэтому объём «поддержки» будет меняться от Спринта к Спринту;
  • рабочий процесс перестаёт быть прозрачным.
По этим причинам Команда Разработки теряет доверие Владельца Продукта и стейкхолдеров, следовательно, давление возрастает и начинаются конфликты.

Решение

Скрам-мастер не может решить проблему самостоятельно, но может помочь своей Команде следующим образом:
  • объяснить описанную выше системную динамику и её вредные последствия. Скрам-команда должна понимать, что правило Скрама про Done Increment каждый Спринт — это естественное системное решение их проблемы;
  • помочь сформулировать или пересмотреть минимальный DoD, который может быть выполнен в течение Спринта и который обеспечит готовность Инкремента к релизу;
  • научить Команду Разработки правильно декомпозировать элементы Бэклога. Небольшие элементы в Бэклоге Продукта способствуют ранней поставке, оптимизации ценности Продукта и улучшению потока работы;
  • помочь договориться взять в следующий Спринт хотя бы один небольшой элемент Бэклога, но довести его до состояния Done;
  • визуализировать поток работы. Прозрачность — залог успеха;
  • устранить простои в работе. Для этого Скрам-мастер обучает Команду хорошим инженерным практикам, например, общему владению кодом, стимулирует развитие T-shaped или E-shaped людей в Команде, заключает командные соглашения;
  • объяснить Владельцу Продукта, что причина задержек — технический долг и убедить его выплатить.
Используйте Ретроспективу, чтобы найти лучшие решения по устранению препятствий. Помните, что эти решения — эксперименты, не факт, что они принесут ожидаемый эффект. Поэтому инспектируйте результаты прошлых решений и адаптируйте решения на следующих Ретроспективах.

Итоги

Готовый Инкремент в конце Спринта — это важнейшие правило Скрама, которое помогает избежать роста рисков, потери предсказуемости и гибкости. Описанные причинно-следственные связи полезно знать, чтобы понимать, почему Скрам требует соответствующий DoD, готовый к релизу Инкремент каждый Спринт. Следующие действия могут помочь в достижении этой цели:
  • декомпозиция работы на небольшие PBI;
  • визуализация потока работы в Спринте и поиск основных узких мест;
  • устранение «простоев» работы с помощью командных соглашений, хороших инженерных практик и развития T-shaped или Е-shaped людей;
  • планомерная ликвидация технического долга.
Комментарии