новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Улыбаемсяиговоримспасибо

Мы всегда говорим о Ретроспективе, как о событии Скрама, которое дает нам возможность остановиться, оглянуться назад, проанализировать предыдущий(ие) Спринт(ы) и выработать план улучшений.

Ретроспектива Спринта дает Скрам Команде возможность инспектировать себя и создать план улучшений для следующего Спринта. Целями Ретроспективы Спринта являются:
· Инспекция того, насколько успешно прошел Спринт в отношении ЛЮДЕЙ, ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ, процессов и инструментов;
· Определение и упорядочение того, что прошло успешно и того, что нуждается в потенциальном улучшении;
· Разработка плана по внедрению улучшений в процесс работы Скрам Команды. (Скрам Гайд, июль 2013)

Я специально выделил слова «люди» и «отношения между ними» большими буквами. К сожалению, часто, проводя Ретроспективы, мы излишне фокусируемся на механике – процессах и инструментах. Я вижу, что много Ретроспектив проводятся однобоко. Мы проводим глубокие и изощренные анализы, но забываем о самом главном факторе – человеческих отношениях. Я хочу напомнить первую ценность Аджайл Манифеста:

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов

Мне кажется, планируя очередную Ретроспективу, Скрам Мастер должен в первую очередь думать о том, каким образом улучшить командное взаимодействие, а затем лишь смотреть в сторону улучшения процессов и инструментов. Ведь Ретроспективу можно разнообразить тимбилдинговыми активностями. Ретроспектива – место, где мы можем поблагодарить наших коллег и публично сказать им «спасибо».
SAM_0332
В моей фасилитационной карте на Ретро часто присутствуют два пункта:

Я даю командам 5 минут на то, чтобы они выписали на стикерах моменты из предыдущего Спринта, которые показались забавными и вызвали улыбку. А еще я прошу каждого поблагодарить своих коллег за помощь. После 5 минут молчаливого мозгового штурма я прошу по очереди (в стиле Round Robin) подходить к доске и зачитывать свои стикеры. Так мы публично благодарим друг друга и вспоминаем то, что нас радовало.
thanks
Такая неприхотливая активность действует как настоящее лекарство. Особенно для тех команд, которые до этого находились под прессом командно-контрольного управления, и где доверие находилось на очень низком уровне.

Чаще улыбайтесь и говорите «спасибо» вашим коллегам на Ретроспективе!

 

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Семён опять в отчаянии. Команда сказала ему, что не хочет больше участвовать в Ретроспективах: «Дай нам спокойно поработать». В чём причина, и как её исправить? Отвечает Андрей Толмачев: Ретроспектива, как и любое событие Скрама, должно приносить ценность её участникам. Если ценности нет, люди перестанут ходить на Ретроспективы. Скрам-мастер несёт ответственность за то, чтобы Ретроспектива помогала Скрам-команде становиться более продуктивной. Если это будет происходить, участники команды будут ждать Ретроспектив с нетерпением. Давайте разберём типичные ошибки начинающего Скрам-мастера, которые приводят к тому, что Ретроспектива не работает.

Время Ретро подходит к концу, а Команда только закончила набрасывать проблемы

Ошибка Скрам-мастера: плохое планирование времени Ретроспективы. Плохая фасилитация. Решение: готовьтесь к Ретроспективе заранее. Составьте поминутный план с упражнениями и заложите запасное время на случай, если что-то пойдёт не так. Во время Ретро используйте таймер, чтобы отслеживать время упражнений.

Скрам-мастер мечется перед группой со стикерами и маркерами, а группа сидит в телефонах

Ошибка Скрам-мастера: замыкает всю энергию и активность группы на себе. Решение: помните, что главные действующие лица Ретро — члены Команды, а не Скрам-мастер. Как можно больше давайте им работать самостоятельно.

Команда приняла первое пришедшее в голову решение

Ошибка Скрам-мастера: позволяет лечить симптомы, а не настоящие причины. Большинство сложностей, с которыми сталкиваются команды, имеют системную природу и уходят корнями в несколько типичных причин. Лечить симптомы — всё равно что рубить головы гидры. Они возникнут снова. Решение: научите Команду мыслить системно. Расскажите ей про инструменты системного анализа: диаграммы причин и следствий, «5 почему», CLD. Используйте их, прежде чем переходить к решениям.

Обсуждение прыгает с темы на тему, тем временем Ретроспектива подходит к концу

Ошибка Скрам-мастера: позволяет Команде уйти в сторону от основной темы. Решение: используйте инструменты фасилитации, например, трекинг.

Команда обсуждает каждую из обнаруженных проблем

Ошибка Скрам-мастера: пытается решить все проблемы, в результате чего — спешка и поверхностные решения. Решение: сфокусируйтесь на 1–3 проблемах. Для этого проголосуйте за них или используйте более продвинутые методы категоризации. Лучше найти качественное решение одной проблемы, чем посредственные решения для десяти.

В конце Ретроспективы у Команды нет чёткого понимания, что и когда делать

Ошибка Скрам-мастера: не доводит группу до конкретных выполнимых действий. В результате пар выпустили, а решений нет. Решение: обязательно оставьте группе время на поиск и выбор решений и убедитесь, что они сформулированы по SMART.

Решения, принятые на прошлых Ретро, не были реализованы

Ошибка Скрам-мастера: не организует процесс, при котором выбранные решения исполняются. Решение: убедитесь, что участники Команды верят в выполнимость улучшения и готовы его реализовывать. Помните, взятые в Спринт улучшения попадают в Бэклог Спринта. Не забудьте учесть эту работу на Планировании Спринта. Чтобы не совершать ошибок, приходите к Андрею Толмачеву на тренинг по Скраму.
Технологию Открытого Пространства я активно использую в течение нескольких лет и хочу поделиться тем, как её можно использовать в контексте Скрама, аджайл-трансформациях и подобных инициативах. Подружите Открытое Пространство с Аджайлом

Что такое Открытое Пространство

Технология Открытого Пространства — это один из методов, позволяющих разным людям в организациях проводить воодушевляющие встречи и мероприятия. Мне посчастливилось использовать Открытое Пространство в различных контекстах со Скрам-командами, и технология работала всегда. Открытое Пространство лучше всего работает тогда, когда работа очень сложна, люди разделены, а решение нужно было ещё вчера.

Правила и принципы

Открытое Пространство основано на страсти, ответственности и самоорганизации, поэтому в нём участвуют только по желанию. Обязательно подчеркните это в приглашении, которое вы высылаете перед Открытым Пространством. Во время проведения мероприятия действуют четыре принципа:
  1. Кто бы ни пришёл на обсуждение — это именно те, кто нужны.
  2. Когда бы это ни началось — это нужное время.
  3. Когда это закончится, тогда и закончится.
  4. Чтобы ни произошло — это именно то, что должно произойти.
Участники могут переходить в любое место Открытого Пространства, если чувствуют, что им неинтересно. Мы называем это правилом двух ног.

Как провести

Классический вариант Открытого Пространства подразумевает лишь одного фасилитатора. Но мы всегда работали командой, и я никогда не жалел об этом. Команда помогает основному фасилитатору подготовить пространство, следить за динамикой обсуждений, даёт обратную связь. Да и вообще, вместе веселее. Соберите людей в помещении, посадите в круг. Если участников много (сотни, тысячи), то кругов будет несколько. Фасилитатор приветствует участников, объясняет, по каким принципам работает Открытое Пространство и что нужно сейчас сделать. Чтобы создать тему для обсуждения, участник выходит в центр круга, пишет на листе название своей темы, озвучивает её в микрофон и приклеивает в любую свободную ячейку расписания. Инициатор темы отвечает за то, чтобы дискуссия состоялась, а также заполняет отчёт о прошедшем обсуждении в формате: инициатор, основные тезисы, участники дискуссии. Заполненный отчёт он помещает на новостную стену. После объяснения правил фасилитатор кладёт микрофон в центр круга и замолкает, а участники начинают один за одним вставать и предлагать темы для обсуждения. Меня часто спрашивают: «Что делать, если в центр круга никто не выйдет?» Я никогда не видел подобного. Если люди добровольно пришли на эту встречу, значит, им есть что сказать. Затем фасилитатор приглашает всех участников Открытого Пространства к доске с расписанием, где они могут вписать своё имя в понравившиеся слоты. По договорённости можно объединять и менять расписание. Со стороны это выглядит как базар, где люди торгуются между собой. Открытие обычно занимает час-полтора. После открытия активное участие фасилитатора заканчивается. С этого момента он больше становится наблюдателем и хранителем пространства, где участники самостоятельно проводят обсуждения. На закрытии участники возвращаются на свои места и по очереди, передавая друг другу микрофон, делятся всем важным и ценным, что для них было на прошедшем Открытом Пространстве.

Где применить

Ретроспектива, координация между командами в масштабируемом Скраме. Открытое Пространство — одна из отличных практик, которую вы можете взять на вооружение в случае масштабируемого Скрама. Соберите все команды в одном помещении, посадите их в круг и дайте людям генерировать решения проблем, которые по-настоящему их волнуют. К примеру, с помощью Открытого Пространства мы решали вопрос о выборе стульев в офисе (да, это было важно в упомянутом контексте), выбирали практики для координации между несколькими Скрам-командами и создавали организационную структуру. Встреча от 10 человек. Я успешно использовал формат Открытого Пространства для продуктивной организации встречи 25 тестировщиков в одной из компаний, где проходила аджайл-трансформация. А в другой компании я провёл Открытое Пространство на 500 человек, где работники генерировали инициативы для компании. Митап, конференция. Открытое Пространство отлично зарекомендовало себя на митапах по Скраму с 60–80 участниками, которые я провожу. Удивительно, сколько инсайтов получают небезразличные люди, которых объединяет в помещении общая страсть и желание что-то менять.

Запомнить

  1. Открытое Пространство основано на трёх принципах: страсти, ответственности и самоорганизации.
  2. Открытое Пространство можно эффективно использовать во многих контекстах: Ретроспективе, координации между Скрам-командами в LeSS и Нексусе, запуске аджайл-трансформации, митапе, конференции.
  3. Открытое Пространство может быть использовано с группами от десяти до нескольких тысяч человек.
  4. Открытое Пространство работает всегда, если вы собрали в помещении небезразличных людей.

Узнать больше об Открытом Пространстве

Комментарии