Вчера компания Unusual-Concepts почти в полном составе (кроме нашего коллеги Олега Дмитриева) ехала в машине по направлению Борисполя, чтобы проводить Сергея в Осло. Мы ехали через центр и попали в пробку. Времени, к счастью, было предостаточно, на рейс мы не опаздывали, поэтому охотно принялись «точить лясы».
Помимо прочих тем всплыл вопрос денежных бонусов. Мы вспомнили статью Юргена Апелло «Merit Money», где он предлагает вместо стандартных и малоэффективных корпоративных бонусов использовать виртуальные «фишки». Люди дарят их друг другу, оценивая тем самым сколько, по их мнению, усилий вложил человек в общее дело.
Весь смысл этой схемы заключается в том, чтобы отойти от прямой монетизации и создать систему, которая будет саморегулирующейся благодаря такому явлению, как «мудрость толпы». Учитывая наличие различных точек зрения, фишки с большой долей вероятности будут распределены внутри команды честно.
Зачем вообще отказываться от монетизации и внедрять подобные инструменты?
Представьте себе следующую ситуацию: вы идете к своей бабушке на день рождения. У бабушки юбилей, ей исполняется 70 лет. Вы вовремя приходите на праздничный ужин, где собирается вся ваша семья. Вечер проходит очень тепло. Вы встречаете родственников не так часто, и бабушкин день рождения – один из тех праздников, который всех объединяет. Она знает, что вы очень любите торт Наполеон, поэтому специально для вас его испекла. Вы с удовольствием съедаете несколько кусочков, смотрите на часы и понимаете, что пора идти домой. Вы встаете, подходите к бабушке, целуете ее и со словами «Спасибо за прекрасный вечер и торт, ты ведь знаешь, что я его очень люблю» протягиваете ей 500 рублей. Теперь вопрос – какой будет реакция бабушки и присутствующих в комнате?
Абсолютно понятно, что такая ситуация практически невозможна. Есть вещи, которые бесценны и которым невозможно дать рыночную стоимость – любовь, дружба, привязанность и т.д. Перечисленное находится в очень хрупком мире (назовем его «мир № 1»), который нельзя пощупать, нельзя просто купить или продать. Он тяжело создается, но легко разрушается.
Есть и другой мир (назовем его «мир № 2»), который сугубо материальный, где на все можно прилепить ценник: машины, квартиры, одежда, еда.
Миры 1 и 2 живут по разным законам. У них различная структура. А еще очень тяжело сделать так, чтобы они безболезненно пересекались, ведь они во многом антагонистичны.
Не хочется, чтобы люди воспринимали свою работу лишь как возможность заработать определенную сумму денег, и ассоциировали ее лишь с материальным миром. Не хочется, чтобы мы работали лишь в стиле «вы мне деньги – я вам свои 8 часов ежедневно». Но нам очень хочется, чтобы большую часть того, что мы получаем на работе, имело другой смысл и принадлежало «миру номер 1». В этом случае люди, которые любят свою работу, находят в ней смысл и страсть, каждый день проявляют неподдельный интерес к тому, чем они занимаются.
Внедрение «дешевых» бумажных фишек может показаться глупой затеей, но она открывает вход в «мир № 1» и делает, таким образом, их бесценными.
…Мы вышли из машины и пожали друг другу руки. Это были три прекрасных, наполненных напряженной работой дня в Киеве. И тут Сергей достал из рюкзака незнакомую на вид бумажку и протянул ее мне.
«билет БАНКА ДОБРА, СПАСИБО» – прочитал я.
Согласитесь, что это намного круче, чем деньги!
Максимальная продолжительность Спринта — один календарный месяц. При большем сроке планирования возможны изменения целей, увеличение сложности и рост рисков.Руководство по Скраму Когда Команда редко поставляет готовый Инкремент, то редко получает обратную связь от стейкхолдеров и клиентов. В результате: