Игры Разума

Непридуманная история. В 1938 году в одном из открытых кафе Нью-Йорка обедали два человека. Одним из них был журналист Алекс Осборн, основатель известного в то время агентства BBDO (Batten, Barton, Durstine & Osborn). Его собеседник – редактор одного из популярных публицистических журналов предвоенного времени. Между этими двумя произошел интересный диалог:

Редактор: Какое у вас хобби, мистер Осборн?

Осборн: Хм… Я думаю все, что связано с творчеством, фантазией, креативностью, генерацией идей.

Редактор: Мне кажется, что вам необходимо написать книгу об этом. Мир давно ждет подобного. Вложите в нее всю вашу энергию и знания. Думаю, мы поможем вам ее издать.

Конечно, это вымышленный диалог. Но, как мне кажется, в той или иной форме он имел место. Его итогом стала серия книг, выпущенных в 40-х и 50-х годах, в которых Алекс Осборн описал метод мозгового штурма, который сотрудники его агентства использовали с конца 30-х годов.

Мозговой штурм является техникой, которую мы массово используем в Скраме. Особенно во время Ретроспектив. У мозгового штурма есть несколько основных правил, которые призваны обеспечить его эффективность:

  • Никакой критики.

  • Поощряем любые фантастические и даже дикие идеи.

  • Гонимся за количеством.

  • Генерируем, отталкиваясь от идей наших коллег.

  • Одновременно может говорить только один человек.

Мозговой штурм является настолько распространенной техникой, что мы даже не задумываемся о его пользе. Но не все так однозначно. Большое количество исследований не раз ставили под сомнение его эффективность. Так, одно из них показало, что идеи, полученные таким образом группами, менее качественные, чем идеи, сформированные этими же людьми, но по отдельности. В других экспериментах было доказано, что с увеличением группы количество и качество полученных идей резко падают.

Психологи говорят. Психологи называют три основные причины, почему групповой мозговой штурм может потерпеть фиаско:

  1. Социальное безделье – при работе в группах некоторые предпочитают не принимать активного участия. Они просто «откидываются на спинку стула» и созерцают.

  2. Блокирование – когда говорит только один человек, остальная группа в это время пассивна.

  3. Социальное давление – мы часто боимся высказывать вслух ту или иную мысль, боясь показаться глупыми или некомпетентными перед нашими коллегами.

Стоп, стоп, стоп! Мы же только что вспоминали правила мозгового штурма. Первое из них гласит “Никакой критики”. Да, правила Осборна были призваны для создания такой  среды, в которой участники чувствовали бы себя безопасно, но это лишь правило. К сожалению, тяжело найти такие волшебные слова, после которых все мгновенно расслабятся, и напряжение в помещении испарится (если оно было).

Когда на корабле качка. Давайте возьмем Скрам команду, которая находится в состоянии Формирования или Шторма (Forming, Storming, Norming, Performing). Вряд ли групповой мозговой штурм будет для них эффективным инструментом. Внутренние противоречия все еще сильны, члены команды осторожничают, делясь своими мыслями  друг с другом, доверия между людьми пока нет. Это еще не команда, а лишь группа людей, которые могут со временем ею стать.

Есть и другая проблема, очень актуальная для IT индустрии. Ни для кого не секрет, что здесь работает большое количество интровертов, для которых открытый диалог, конкуренция идей и решений, другие формы социальной стимуляции не очень подходят.

 

Отказываемся от мозгового штурма? Ни в коем случае, просто используем другие его формы. Нам нужны Игры Разума, которые могут обеспечить безопасность людей. Нашим девизом должен стать призыв “Услышан будет каждый”. Хочу привести несколько практических примеров.

Молчаливая генерация Майнд Мапы. Майнд Мап — мощный и проверенный временем инструмент, про который написано много умных книг и статей. В следующий раз попросите команду создать карту молча на доске (бумажном носителе) или используйте электронный инструмент для этого.

Молчаливая генерация Пользовательских Историй для создания Беклога Продукта.

Раунд1. Создаем истории, обсуждая их вслух всей группой.

Раунд2. Каждый молча пишет истории. В конце раунда фильтруем дубликаты.

Раунд3. Каждый пишет одну фразу Пользовательской Истории, затем передает соседу, который пишет следующую фразу.

Раунд4. Делаем то же, что и в предыдущем раунде, только История пишется в ином порядке — сначала “value” часть, затем описываем определенного пользователя, и “wants something” часть.

Раунд5. Молча создаем Майнд Мап нашего Беклога Продукта.

Подробное описание этой техники можно найти в блоге Алиссы Адкинс здесь.

Молчаливая группировка. Не так давно я писал о том, как можно в течение короткого времени оценить большое количесво Историй и как создавать эстимационные сетки. Прекрасной надстройкой к этому упражнению может служить молчаливая группировка историй, во время которой команда не обсуждает вслух размер той или иной задачи, а каждый имеет право молча передвинуть Историю в нужную по его мнению секцию. Подробно об этой технике вы можете прочитать здесь.

 

И в заключение. Подумайте еще, какие Игры Разума могут быть применимы для вашей команды, чтобы в дискуссии не было доминирования командных экстравертов. И, если мы все сделали правильно, то произойдет чудо – вдруг самый тихий и незаметный член команды выдаст такие оригинальные и свежие идеи, от которых ахнут все присутствующие.

Желаю вам нескучных и сбалансированных встреч, на которых мнение КАЖДОГО члена команды будет услышано и учтено.

Scrum On!

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *