новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Почемукоучнедаетответов

Частенько сталкиваюсь с людьми, которые называют себя аджайл коучами, имея в виду, аджайл консультант или аджайл эксперт (учитель/тренер). Хочу разобраться с этими понятиями раз и навсегда, раз уж мы в блоге аджайл коуча :). Предлагаю отвлечься от скрама и окунуться в нашу обычную жизнь. Мы все, друзья, родители, партнеры, люди, к которым другие люди часто обращаются с вопросами. Как только к вам кто-то пришел с вопросом, вам предстоит выбрать какую шапку стоит на себя одеть: шапку учителя или шапку коуча. Перепутать шапки очень и очень опасно, давайте разберемся почему.

Кто такой учитель и кто такой коуч?

Итак, начнем с понятий. Кто такой учитель? Это тот, кто на задаваемый ему вопрос дает ответ. Кто такой коуч? Это тот, кто на задаваемый ему вопрос, ответит другим вопросом. В любой ситуации вам предстоит проанализировать слова, пришедшего с вопросом, чтобы постараться понять является ли ситуация “учительской” или “коучинговой”. То есть вы должны подумать, есть ли у человека, пришедшего с вопросом, знания по данной теме? Если – “да, знания есть” – ситуация коучинговая, если “нет, знаний нет” – ситуация “учительская”.

Перепутать коучинговую и учительскую шапки опасно

Давайте представим, что мы имеем “коучинговую” ситуацию. К вам кто-то пришел с вопросом (дочка, жена, коллега по работе, ваша команда и тд) и, по идее, знания по данному вопросу у пришедшего есть. Ситуация коучинговая и требует от вас вопросов, а не ответов. Предположим, вы перепутали шапку и дали человеку ответ. Тут же случилось очень много страшных вещей:

Выбрать коучинговую шапку вместо учительской тоже не сладко, в первую очередь, для того, кто пришел к вам с вопросом. Это будет очень похоже на издевательство и пытки. Ведь, если мы имеем учительскую ситуацию, то у человека совсем нет знаний в этой области. И ваши вопросы в стиле: “А что бы ты попробовал?”, “А какие есть варианты?” будут звучать, как издевка и не помогут человеку сдвинуться с мертвой точки. К счастью, ошибившись в эту сторону, у вас остается шанс исправиться, как только вы увидете, что ваши вопросы ни к чему не приводят. Вы сможете переодеть шапку на учительскую и исправить положение.

Наша шапка по умолчанию – учительская

К несчастью, люди очень любят учительскую шапку и одевают ее по умолчанию. Ведь нам так приятно, что кто-то пришел к нам с вопросом. Нас ценят, ценят наш опыт и экспертизу. Да и мы, очень хотим помочь. Поэтому мы с радостью одеваем учительскую шапку и раздаем ответы направо и налево. Тем самым, запуская круг очень плохих вещей (см. выше).
К еще большему несчастью, большинство жизненных ситуаций – коучинговые. У людей есть базовые знания по большинству вопросов и ваши ответы им не нужны. Им нужен от вас правильный вопрос. Так что в следующий раз, когда кто-то придет к вам с вопросом – подумайте, в какой ситуации вы находитесь: в коучинговой или учительской?
У кого есть хорошие жизненные примеры перепутанных шапок, с удовольствием послушаю в комментариях.

Сергей Дмитриев Cовладелец Unusual Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Студент Unusual Concepts делится ценными советами по сдаче экзамена PSM и PSPO 1. Цена попытки — 200$, но лучше сходить на тренинг Unusual Concepts. Рекомендую! Выйдет в четыре раза дороже, но оно того стоит. 2. Внимательно и вдумчиво изучить scrum guide на английском (!) языке. Что угодно делайте, чтобы понять и запомнить всё, что там написано. Мне лично помогло рисовать mind maps. Кому-то помогает внимательно прочесть 3 раза. 3. Пройти open assessments на сайте scrum.org (open, product owner, developer). Nexus не надо. Здесь задача в том, чтобы понять логику того, кто эти тесты делал (эта же самая логика используется и в сертификационном экзамене). Проходить советую вдумчиво, читая то, что написано. Не советую тупо запоминать вопросы и ответы на них, т.к. хотя в экзамене и есть copy-paste из open assessment, их, во-первых, всего лишь около половины, а во-вторых, это вам только помешает понять суть. Из этих же соображений советую тренироваться по одной попытке на каждый open assessment и потом перерыв. Потом опять по одной на каждый и опять перерыв. Идеально, если чередовать с изучением scrum guide. Обязательно читаем результаты теста! Там годные комментарии к ответам. Добивайтесь устойчивого 100% результата. 4. Если у вас с английским языком проблемы — то советую подтянуть. Лучший способ, на мой взгляд, делать всё, что я тут описал, но со словарём. Добиваемся, чтобы весь scrum guide и все open assessments были понятны без словаря. Во время экзамена словарь держите под рукой — попадаются непонятные слова, но целиком полагаться на него не стоит (один товарищ пытался загонять все вопросы в он-лайн переводчик, и в результате получил 53% правильных ответов). 5. Сертификационный экзамен сдаётся на сайте scrum.org, где другой интерфейс, чем у тестовых экзаменов. Это может добавить мандража, если станет неожиданностью. Но существенных отличий там нет. Разве только можно закладки ставить. 6. Перед сдачей самого экзамена убеждаемся, что у нас есть час времени, когда точно никто не будет отвлекать и интернет точно не отвалится. Я перестраховывался 3g модемом, но, слава Богу, не пришлось. 7. Во время экзамена ни в коем случае не надо париться над сложными вопросами! Если вопрос сложный, то выбирайте то, что вам кажется верным, ставьте на вопрос закладку (bookmark) и идите дальше. Большинство вопросов (около 60 из 80), при условии что всё вышеописанное вами сделано добросовестно, вы отобъёте за 30 минут. Оставшиеся 30 минут можно потратить, чтобы внимательно и вдумчиво разобрать все закладки. У меня даже получалось в интернете поискать варианты в это время. 8. Не надо ставить закладку на все вопросы, в которых у вас есть сомнения. Ставьте закладку только там, где вы вообще не уверены. Иначе получится неприятная картинка, когда сначала вы закладки ставили на средне-сложные вопросы, а потом стали ставить только на очень сложные, и в результате под конец теста у вас не 20 закладок, а 40, и времени в обрез. 9. Помните — это экзамен. Не надо быть самоуверенным, а то завалить его проще простого. Но и мандражить сильно не надо. Просто тщательно подготовьтесь, и всё будет хорошо. Оригинал поста в Фейсбуке
Андрей Толмачев собрал статьи о Скрам-мастерстве, управлении продуктами и техническом совершенстве. О пяти важных элементах Скрама, на которые обычно обращают мало внимания Как извлечь из Обзора Спринта больше пользы с помощью техники «Базар» Хорошее объяснение аспектов роли Владельца Продукта Как ориентировать продуктовые роудмапы на результат Джон Коулман делится полезными ссылками для тех, кто хочет разобраться в системном моделировании и использовании CLD-диаграмм на Ретро и не только Гюнтер Верхейен о ДНК Скрама и метафоре House of Scrum (по аналогии с House of Lean) Стив Траппс делится впечатлениями от нового тренинга Professional Scrum Master II, или как его еще называют, Advanced Professional Scrum Master Восемь качеств эмоционально осознанного Скрам-мастера Юрген Аппело о том, с чего начинаются инновации Джошуа Кириевски о том, чему можно поучиться у великих комиков и как это связано с принципами Modern Agile «В Руководстве по Скраму говорится...» — о догматизме при ответах на вопросы Каким не должен быть ваш MVP
Комментарии
Дмитрий, 20 декабря 2011

Добрый день, я обучаю иностранным языкам и сталкиваюсь с похожей ситуацией. Причем, если на Западе скорей нужен коуч, то нашим людям в основном учитель. Причина на мой взгляд - страх перед ответственностью за себя, за что-то, за процесс. Проще переложить ответственность на кого-то.

Сергей Дмитриев, 05 ноября 2011

Спасибо, вы привели отличные дополнения и примеры.

Agile Consultant, 05 ноября 2011

Спасибо, Сергей, очень актуально!
Действительно, никто не имеет права принимать решения за Вас. Коуч не позволит навесить на себя ответственность за Ваши решения и результаты…
Коуч знает «кухню и всех поваров на ней», он не просто интуитивно задаёт наводящие и «неудобные» вопросы, он инициирует творчество, открывает возможности и помогает расширить Вашу карту мира, рамки восприятия и понять Ваши стереотипы, преодолеть существующие ограничения, cтимулируя при этом к поиску вариантов и осознанному выбору решения, помогая Вам самому увидеть свою правоту или неправоту. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает Вам найти ответы на такие вопросы, которых Вы ещё не задавали или не хотели себе задать. Коуч даёт возможность и делает так, чтобы ответ нашли Вы – и смогли бы пойти дальше самостоятельно, без него.