Развиваем кроссфункциональность в команде

Звездная картаСегодня прочитал статью Николая Алименкова о кроссфункциональности, и пока летел в самолете в Киев решил продолжить эту тему. С определением и глупыми трактовками данного понятия Коля разобрался в своей статье, поэтому об этом читаем там, а я, в дополнение, хочу поделиться конкретным инструментом, которым вы можете воспользоваться для того, чтобы начать конструктивно обсуждать кроссфункциональность у вас в команде.

Итак, представляю вашему вниманию «Звездную карту» (см.рисунок).

Построить звездную карту очень легко. Вам потребуется несколько часов и подходящий укромный уютный уголок, где можно спрятаться всей командой, с флип-чартом и вашим бэклогом (все упомянутое, кроме времени, не обязательно, но желательно, и не забываем о том, как проводить ваши встречи эффективно). Хорошим местом для создания звездной карты будет также планирование спринта или ретроспектива.

Приступаем к созданию звездной карты

 

Шаг 1

Сделайте видимым для всех бэклог продукта (проектор, монитор или бумага) и начинайте брейнсторм с вводным вопросом: «Какие компетенции, умения, навыки необходимы для того, чтобы самостоятельно и без привлечения сторонних лиц сделать все элементы нашего бэклога».

Если взять для примера веб-разработку, список может выглядеть так:

  • xhtml
  • css
  • js
  • php
  • mysql
  • аналитика
  • тесты
  • знания доменной области
  • и т.д.

Шаг 2

Нарисуйте табличку, где в строчках будут имена всех членов вашей команды, а в столбцах — только что найденые знания, умения и навыки и раздайте всем членам команды фломастеры.

Шаг 3

Попросите всех членов команды оценить свои собственные знания, умения и навыки по каждому из параметров, пользуясь двумя простыми обозначениями:

  • звездочка — у меня отличные знания в этой области, так, что я могу учить других людей по данному вопросу
  • точка — я имею некоторые знания в этой области, но хотел бы узнать и научиться большему

У вас получилась звездная карта!

Анализируем звездную карту

Теперь, когда мы знаем свои звезды в лицо, можно приступить к анализу карты. На что обращать внимание в первую очередь и какие вопросы стоит обсуждать?

1. Мы ищем колонки с одинокими звездочками. Это то, что мы называем фактор автобуса (трамвая) — сколько человек в вашей компании может сбить автобус/ переехать трамвай, чтобы ваш проект/компания по прежнему осталась на плаву. Очень часто фактор автобуса равен единице. Зная об этом, и будучи менеджером этой команды, мне бы очень плохо спалось.

2. Мы ищем колонки, где есть только точки. Эти колонки интересны нам по одной простой причине. Шансы облажаться и произвести говнокод продукт плохого качества очень высоки. Поэтому если у нас в колонке «база данных» одни точки, стоит задуматься и обсудить всей командой, что мы можем сделать, чтобы предотвратить нежелательное развитие ситуации, например, подумать о внешнем контроле вашего кода специалистом.

3. Мы ищем пустые колонки. Они замечательны тем, что знания по данной области просто отсутствуют. А это, в свою очередь, означает зависимости. Зависимости вашей команды от внешних людей. Я уже слышу фразы: «Ну, мы то всё своё уже сделали, мы этих … (вставьте что-нибудь подходящее) ждем. Это в случае, если команда забыла об ответственности. Альтернативно, просто жалко видеть неплохую команду, которая попала в подобную засаду и не может сдвинуться с места.

4. В каждой колонке мы, в идеале, хотим видеть как минимум одну звездочку и одну точку. Это означает, что у нас есть человек, который хочет учиться, и есть человек, который может учить. Отлично! Это кандидаты на парное программирование или на просто поработать вместе. Звездочки и точки в одинаковых колонках могут поговорить о планах дальнейшего развития точки по данному направлению. Подобные разговоры, на базе звездной карты, также можно вести с HR.

Во многих командах, с которыми я работаю, есть рабочие уговоры, по которым звездочке нельзя работать над задачами из своей области в одиночку. Выполнять всю работу предстоит точке, а звездочка будет коучить. Таким образом, мы поднимаем уровень точек и передаем знания внутри компании от работника к работнику.

Особенно это правило касается внешних звездочек. Если мы привлекли к работе в нашей команде специалиста по базам данных на пару спринтов, ему нельзя будет работать самостоятельно ни над какими задачами. Данная звездочка всегда будет сопровождаться точкой из нашей команды, более того, точка будет делать всю работу, а звездочка — коучить.
Я знаю, некоторые начнут кричать: «Какого черта, клиент должен платить за то, что кто-то будет прокачивать свой уровень. Да и работать пара — точка-звездочка будет медленнее». Кричите об этом в комментах :). Кроме того, это единственный работающий способ развивать своих работников и передавать знания внутри компании. Если у вас есть другие работающие предложения, тоже пишем в комменты.

Применение звездных карт

Звездная карта может использоваться:

  • при планировании спринта (насколько умно набрать себе в спринт историй, тяжелых по базам данных, если у нас в команде одни точки?)
  • при составлении HR-ами и менеджементом направления развития сотрудника (актуальны вопросы типа: «Какие свои точки ты хочешь прокачать в этом году?», «Может быть, тебе нужен какой-нибудь курс по данной теме? » и т.п.
  • ежедневно, чтобы понять с кем «спариться», чтобы поработать ближайщие 2-3 часа
  • регулярно (скажем раз в полгода), на ретроспективах, чтобы понять в какую сторону развиваются знания команды
  • предложи свой вариант в комментариях 🙂

Вопрос в качестве домашнего задания: «Когда команда оценивает, чью оценку мы возьмем для бэклога? Звездочки или точки?»


13 комментариев on “Развиваем кроссфункциональность в команде”

  1. Sergey N.:

    Очень интересный подход, спасибо.
    Насколько, по вашему, зависит эффективность данного подхода от количества людей в команде? 🙂

  2. Stepan:

    Не повлияет ли такой подход негативно на эффективность команды? Если над задачами будут работать точки, то это займет больше времени, чем если бы работали звездочки.

    • Несомненно, пара точка-звездочка будет работать медленнее, чем просто звездочка. Но вот как раз на эффективность команды это повлияет положительно, поскольку мы передаем знания между членами команды, и поднимаем уровень точки, так, что следующий раз, точка будет чуть более уверенной по подобной задаче. Надеюсь вы согласитесь, что это единственно правильный подход при работе на долгосрочную перспективу.

      • Дмитрий Миронов:

        …..Надеюсь вы согласитесь, что это единственно правильный подход при работе на долгосрочную перспективу…….
        Тут стоит понять КТО будет платить за этот подход. Если команда будет работаь над проектами ЭТОГО заказчика и дальше, то смысл есть и выигырвают обе стороны. Если же компани в дальнейшем будет работаь на других заказчиков — выигрывает только Исполнитель.

  3. […] Развиваем кроссфункциональность в команде – инструмент для анализа и развития кроссфункциональности в команде […]

  4. Интересная техника, руки чешутся ее применить. Полезно иметь, если в проекте практикуется парное программирование. Можно сразу две задачи решать: кодить и необходимые навыки прокачивать.

  5. Дмитрий Миронов:

    При применении данной техники надо понимать, что скорость выполнения работы снизится не порядок, если не больше:
    — «точка» не может выполнять работу с такой же скоростью и качеством как «звезда»
    — «точка» должна отрываться от работ «звезды» в своей паре, на выполнение работы «звезды» (коучинг) в другой паре, где она является «звездой» и коучит другую «точку».
    Таким образом, если все одновременно «точки» и «звезды» работы будет двигаться ОЧЕНЬ медленно.
    Либо надо ограничивать одновременное количество пар «точка»-«звезда».

    • Ну на порядок, это вы Дмитрий, пожалуй, загнули, но то что медленнее — однозначно.
      Так что согласен, что скорость будет меншье, но вот не согласен про качество, оно будет такое же, если работают парой.
      Ограничивать намеряно не надо, предоставьте это дело самоорганизации команды. Практика показывает, что люди сами находят нужный ритм.

  6. Михаил:

    Применением может быть введение в команду нового сотрудника. Чтобы быстрей вникал и знал что у кого можно спросить, а не дергал всех подряд 🙂


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *