Модель Спотифай выглядит как идеальная структура для объединения множества аджайл-команд внутри корпорации. Звучит заманчиво, но есть одна проблема: эта модель не существует. Попробуем разобраться, что такое Спотифай на самом деле и как правильно использовать идею в своем бизнесе.
Spotify — это шведская компания, которая разработала музыкальный стриминговый сервис. Сервис быстро стал популярным в мире и объединил около 100 млн. пользователей. Но самым интересным оказалось устройство компании — более 1500 человек работает независимыми командами в духе аджайла:
Компания Spotify делится на множество кросс-функциональных команд, которые называются «скводы». В каждом скводе есть Владелец продукта и команда разработки. Скводы свободны в выборе инструментов и подходов к организации своей работы. Они самостоятельно выбирают: работать по Скрам, Канбану или другим образом, и могут менять решение, если этого требует задача.
Для работы над одним продуктом или большой функцией сервиса, несколько скводов объединяются в трайбы. Каждый трайб работает над своей бизнес-целью и независим от других. Количество скводов в трайбе может меняться и их набор не является постоянным — все зависит от текущей задачи.
Специалисты одной профессии объединены в чаптеры. Это профессиональные сообщества, которые нужны для обмена знаниями и распространения наработок коллег внутри компании.
Кроме скводов, трайбов и чаптеров, в компании есть гильдии. Это группы по интересам, где объединяются не только специалисты, но и все интересующиеся темой. Например, в гильдию разработчиков могут входить проектировщики и верстальщики, которые интересуются трендами в разработке.
Деление компании на скводы, трайбы, чаптеры и гильдии стали называть моделью Спотифай.
Модель Спотифай выглядит очень привлекательно. Мы можем ее заимствовать и красиво переименовать текущие отделы и большие проекты, чтобы вроде как немедленно стать более инновационной организацией. Но это не так. Если посмотреть правде в глаза, «модель Спотифай» — это новое название для сильной матричной структуры, которая известна с 1920-х годов. Заимствование чужих названий не сможет изменить компанию и принести позитивные изменения, ради которых все затевалось.
Другой подвох в том, что модель Спотифай — это не готовый фреймворк, а временное состояние эволюционирующей системы компании Spotify. Компания начала с изучения и применения базовых фреймворков, овладела ими в совершенстве и только потом адаптировала их под свои ценности и привычки сотрудников. Так родилась и продолжает развиваться модель Спотифай — изменяющаяся система организации работы в конкретной компании.
Если внедрять любое из временных состояний модели Спотифай в другую компанию, то максимум на который можно рассчитывать — культ Карго. Модель Спотифай — частный случай эволюции одной компании, поэтому она «не налезет» на другой бизнес и не принесет желаемых результатов. Кроме того, любая попытка заимствования модели — это внедрение слепка прошлого. Компания развивается и вполне вероятно, что оптимальной считается уже совсем другая практика.
Чтобы позаимствовать полезные практики у Spotify, посмотрим на историю компании. Известно, что самые первые команды Spotify разделяли идеи и принципы аджайла и использовали фреймворки с максимальной точностью. Дальше компания разрасталась и начала трансформировать систему организации под свои задачи и ценности.
Развитие этой компании можно сравнить с обучением по принципу сюхари, когда мастерством овладевают за три ступени. Первая ступень — точное соблюдение правил, вторая — освобождение от правил и действия на основе здравого смысла, третья — создание собственных правил и выход в надсистему.
Модель Спотифай — это третья ступень мастерства команды Spotify. И, к сожалению, первые две никому не удастся перепрыгнуть, даже если назвать свой отдел скводом или трайбом. Результат приносит осознанное развитие компании, которое начинается с малых изменений.
Вторая интересная идея, которую можно подсмотреть у Spotify, — развитие компании как экосистемы. Матричное устройство позволяет отдельным подразделениям компании развиваться автономно, но поддерживать общие связи и обмениваться информацией, чтобы вместе двигаться к общей цели и достигать ее. При этом создание модели Спотифай — это не конечная цель компании, а скорее ее путь, способ достижения главной цели.
Третья важная идея — будьте готовы учиться и меняться, даже если ваша модель кажется идеальной. Идеальность — иллюзия, и всегда можно пойти дальше, «перепридумать» себя и использовать это в конкурентной борьбе.
Если вы — большая компания и хотите трансформироваться в современную аджайл-организацию, не ищите готовых решений. Откажитесь от копирования чужого успеха и начните изучать идеи и принципы аджайл-мышления. Пробуйте фреймворки, ошибайтесь, меняйтесь — это единственный путь к созданию сильной компании, успех которой опирается на лучшие стороны ее сотрудников.
Текст: Роман Дорошенко и Петр Диденко.