новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Скрамкакдвижокорганизационныхизменений


Когда люди обсуждают Скрам, то чаще всего возникает картинка выше: фреймворк и его роли, артефакты, события. Правила Скрама довольно просты, и они детально описаны в Руководстве по Скраму (Scrum Guide). Очевидно, что людей привлекают потенциальные преимущества Скрама (скорость, бизнес ценность и т.д.). Ко мне на открытые тренинги частенько приходят руководители компаний (в том числе и вне IT), которые, прочитав нашумевшую книгу Джеффа Сазерленда “The Art of Doing Twice The Work In Half The Time”, с нетерпением хотят как можно быстрее внедрить Скрам, чтобы получить обещанные бонусы. И кажется, что стоит лишь определить роли, пройти сертификационный тренинг – и дело в шляпе! К сожалению, это не совсем так, а точнее… совсем не так. И вот почему.

Другая сторона Скрама (“темная сторона луны”).
На самом деле схема выше наименее интересна. Есть другие картинки, которые, с моей точки зрения, более точно определяют, что же такое Скрам.
Свобода

Скрам для меня в первую очередь – свобода и творчество, освобождение от оков научного менеджмента, который считает, что каждый работник от природы ленив и, следовательно, рост производительности труда возможен лишь через принудительную стандартизацию орудий, условий и методов труда (отсюда и “функциональные колодцы”).

Скрам Команда – самоорганизованная и самоуправляемая единица, которая в идеале должна самостоятельно принимать решения по максимально широкому кругу вопросов. Назову лишь несколько:

Командная работа.

Командная работа в Скраме предполагает:

Кросс-функциональные и кросс-платформенные команды.

Большинство организаций построено вертикально или по “функциям” – департаменты и подразделения объединяют людей одной специализации (Marketing, Sales, IT/R&D, Compliance). Внутри каждого “функционального колодца” выделяется линейный менеджер. R&D или IT обычно имеют еще и свои внутренние колодцы (Development, Testing, Analysis, Component 1. Component N). Подобная структура оптимизирована под максимальную утилизацию ресурсов (“efficiency”), но имеет мало общего с бизнес гибкостью и адаптивностью организации (“effectiveness”), так как для создания ценности для внешнего клиента необходимо кросс-функциональное и кросс-платформенное взаимодействие нескольких подразделений. Часто это влечет за собой расформирование функциональных подразделений и переход к Feature командам.

Инкрементально-итеративная разработка.

Инкрементально-итеративный подход предполагает, что финальный продукт рождается в результате многочисленных экспериментов и получения обратной связи от конечных пользователей и заинтересованных лиц. Итеративность предполагает изменения того, что было сделано на предыдущих шагах. Это автоматически значит изменение правил игры и уход от Fixed Scope-Price-Time контрактов и переход к прямому взаимодействию бизнеса с разработкой (Customer Collaboration over Contract Negotiation). Влечет ли это за собой потенциальные организационные изменения? Скорее всего.

Эмпирический контроль процессов.

В конце каждого Спринта команда создает “готовый” Potentially Shippable Product Increment (PSPI). Таким образом Владелец Продукта получает бизнес гибкость и может в любой момент принять решение о выводе продукта на рынок. А еще появляется прозрачность – заинтересованным лицам понятно текущее состояние продукта и прогресс в разработке. Часто прогресс неудовлетворительный и это ОК – можно досрочно прервать разработку продукта и направить оставшийся бюджет на другие инициативы (“однозначный успех!”).

Самое важное – не обвинять Скрам в том, что он просто подсветил существующую вариативность в разработке, и уйти от желания скатиться в уже знакомую игру под названием “выигравший-проигравший” или Fix-Price Contract с атрибутами вроде “Commitment” и отсутствием прозрачности.

Пример изменения организационной структуры при внедрении Скрама.
Хочу поделиться примером успешного внедрения Скрама в небольшой продуктовой организации до 200 человек. До внедрения Скрама организационная структура была довольно типичной и состояла из большого количества функциональных подразделений (см. на картинку ниже) с типичными “болячками” подобной структуры:


Теперь внимание – организационная структура компании после внедрения Скрама (см. на картинку ниже):

Изменения в организационной структуре:

Произошедшие структурные изменения стали возможны, в первую очередь, благодаря ультимативной поддержке владельца компании, большому терпению (трансформация заняла более полугода), поддержки людей на местах и.. чувству юмора 🙂 И это, конечно, отдельная история, заслуживающая своего блог-поста.

Так что же такое Скрам?

Скрам – двигатель организационных изменений, который помогает компаниям становится более гибкими и адаптивными. Правильное внедрение Скрама в организации влечет за собой НЕИЗБЕЖНОЕ изменение организационной структуры, ее упрощение (“уплощение” 🙂 или “блинизация” ) или de-scaling.

Если ваша организационная диаграмма не изменилась после внедрения Скрама, то возможны 2 варианта:

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Андрей Толмачев собрал статьи о Скрам-мастерстве, управлении продуктами и техническом совершенстве. О пяти важных элементах Скрама, на которые обычно обращают мало внимания Как извлечь из Обзора Спринта больше пользы с помощью техники «Базар» Хорошее объяснение аспектов роли Владельца Продукта Как ориентировать продуктовые роудмапы на результат Джон Коулман делится полезными ссылками для тех, кто хочет разобраться в системном моделировании и использовании CLD-диаграмм на Ретро и не только Гюнтер Верхейен о ДНК Скрама и метафоре House of Scrum (по аналогии с House of Lean) Стив Траппс делится впечатлениями от нового тренинга Professional Scrum Master II, или как его еще называют, Advanced Professional Scrum Master Восемь качеств эмоционально осознанного Скрам-мастера Юрген Аппело о том, с чего начинаются инновации Джошуа Кириевски о том, чему можно поучиться у великих комиков и как это связано с принципами Modern Agile «В Руководстве по Скраму говорится...» — о догматизме при ответах на вопросы Каким не должен быть ваш MVP
Скрам-мастера сейчас нужны, но хороших специалистов мало. И это прекрасный шанс закрепиться в профессии. Посмотрим, зачем в неё идти, кому придётся сложнее и чему стоит обучаться.

Зачем идти в Скрам-мастера

Скрам используют в условиях многозадачности, неопределённости, постоянных инноваций, когда традиционные способы управления неэффективны. Поэтому Скрам-мастер не типичный менеджер. Сотрудников он учит работать по новым правилам и наслаждаться процессом, а компании помогает перестраиваться и регулярно выпускать работающий Продукт.
Меня привлекли человечный подход, ставка на живое общение и постоянное стремление увеличивать ценность. До этого работал менеджером проекта, и разница на лицо.
Денис Сальников из N26 В Скрам-мастера стоит идти, если вы хотите помочь сотрудникам профессионально развиваться и вместе улучшить процесс работы, — у вас будет достаточно влияния, чтобы бросить вызов устаревшей системе управления. Ещё эта роль подойдёт тем, кто хочет выпустить передовой Продукт, — Скрам-мастера больше всего нужны инновационным компаниям.
Я пришла в новый отдел маркетинга, что помочь производителю программного обеспечения освоить рынок b2c. В компании уже был заметен Аджайл, но не было маркетинга как такового, и никто не знал, как маркетологам использовать Скрам. Я стала кем-то вроде проводника знаний о фреймворке.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Если вам нравятся правила Скрама или вы хотите попробовать его в своей отрасли, тогда вперёд. Осталось разобраться, каково вам будет в новой роли и как её освоить.

Кому проще, а кому сложнее освоить роль

Скрам-мастер постоянно сталкивается с сопротивлением. Помогать сотрудникам профессионально развиваться — здорово на бумаге. На практике не все люди осознают, что им хотят помочь, и меняться ради того, чего не понимают, они не готовы. Поэтому Скрам-мастер отводит большую часть времени на работу со старыми убеждениями, и навыки нужны соответствующие.
Нужны терпение и навыки фасилитации. Скрам-мастер не может дать ответ напрямую — только подвести к нему.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Скрам-мастером стать проще, если вы уже были неформальным лидером в коллективах. Сможете разрешить конфликт любой сложности: с отдельными сотрудниками, между Командой или в компании. Проще будет и оптимистам, которые не боятся изменений. Действия Скрам-мастера дают результат не сразу, и вашего запала должно хватить, чтобы довести всё до конца.
Большая часть работы Скрам-мастера — развитие коммуникаций, и ему пригодится умение договариваться со всеми в формате win-win.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Скрам-мастером стать сложнее, если вы не айтишник и не эйчар. Тренер Unusual Concepts Сергей Лобин советует найти опытного коллегу в качестве ментора. Ещё сложнее придётся людям, которые любят контролировать каждый шаг Команды.
Людям с сильным эго и глубокими техническими познаниями труднее всего воздерживаться и не влиять на принятие всех решений.
Денис Сальников из N26 Если вы обладаете подходящими качествами или ваши качества хотя бы не усложнят работу, осталось воспользоваться одним — готовностью учиться.

Чему стоит обучаться

Скрам-мастер — это практик, коуч, фасилитатор. Он обладает и другими навыками, но развивается прежде всего в трёх направлениях.
Практика нужна, чтобы строить Скрам в компании, фасилитация — чтобы хорошо проводить встречи, а коучинг — чтобы лучше работать с людьми.
Андрей Редин из «Альфа-Банка» Обучаться правилам Скрама — обязательное условие. Иначе вы не сможете оценить, насколько строго их соблюдают, и не сделаете компанию гибкой. В процессе обучения важно усвоить ценности Аджайла, чтобы знать, когда от правил Скрама можно отступить в пользу Продукта. Обучаться можно у аккредитованных тренеров. Это необязательно, но существенно увеличит шансы сдать экзамен и получить международный диплом.
Нельзя рассчитывать, что знание наизусть Руководства по Скраму без усвоения ценностей Аджайла поможет стать хорошим Скрам-мастером.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Обучаться коучингу можно в Международном Эриксоновском Университете или на тренингах. Есть тренинги по конфликтологии, бюджетированию — все они расширят ваш кругозор. Обучаться фасилитации стоит у крутого фасилитатора. Сергей Лобин советует Дмитрия Лазарева.
Умению слушать людей научиться тяжело. Но фасилитация ещё на старте поможет завоевать доверие сотрудников и компании.
Сергей Лобин из Unusual Concepts Если вы уже обучены, поищите стажировку. В каждой компании свой Скрам, и чем больше увидите, тем лучше поймёте суть. Говорят, в «Альфа-Банке» уже пробуют стажёров. Можете устроиться и в штат. Полноценную роль Скрам-мастера предлагают в крупных компаниях. Спасибо Денису Сальникову, Лане Сан, Михаилу Скляренко, Андрею Редину и Сергею Лобину за помощь со статьёй.
Комментарии
» Как жить, если Бэклог Продукта похож на винегрет Блог о проактивном бизнесе, 20 июня 2017

[…] которые учатся использовать Скрам, как инструмент для организационной гибкости. Недавно я заметил закономерность: если команда […]

Илья, 01 июня 2017

Дмитрий, я просто уверен в этом ))) Скрам сам по себе является инструментом культуры. Уверен, что со временем такие компании могут стать менее авторитарными и более прозрачными.

Дмитрий, 18 апреля 2017

ВОЗМОЖНО ЛИ ВНЕДРЕНИЕ СКРАМА В ГОС КОМПАНИЯХ РОССИИ, КОТОРЫЕ ГЛУБОКО НЕ ПРОЗРАЧНЫ И МЕТОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КОТОРЫХ КРАЙНЕ АВТОРИТАРНЫ?

Илья Павличенко, 21 декабря 2016

Привет, сделаю )) А до тех пор смотри в сторону Perfection Vision в LeSS. И Feature Map.

Станислава, 20 декабря 2016

Хотим новую тему статей! Как сделать клевый скрам там, где уже делают хороший скрам? Очень нужно!!! =)