Назад в будущее. Помните Марти Макфлая – героя культовой фантастической трилогии «Назад в будущее», который вместе со своим другом Доком путешествует во времени? Марти перемещается в будущее, где встречает самого себя, затем отправляется на 30 лет назад в прошлое, где знакомится со своими родителями. В этой статье я хочу рассказать о том, как можно эффективно использовать перемещение в будущее на Ретроспективе.
“Назад в будущее” на Ретроспективе. Само название Ретроспектива уже подразумевает, что команда намерена переместиться в прошлое. Эмоционалный мозг человека, как машина времени, моментально откидывает нас назад, заставляя фокусироваться на негативе прошлого, вновь переживая отрицательный опыт. На Ретроспективах часто вновь вспыхивают конфликты, перепалки. Команды занимаются “самоедством” и нередко испытывают фантомные боли. Произносятся фразы “у нас ничего не получится”, “мы ничего не можем изменить”, “а помните, как это было в прошлый раз?”.
Поймите меня правильно, Ретроспектива – абсолютно необходимый командный инструмент, и поэтому должен использоваться правильно. А это значит, что фокус находится на поиске решения, а не на очередном перетирании проблем.
Поэтому иногда можно даже не заглядывать в прошлое, а двигаться только по направлению от настоящего в будущее. Подобные Ретроспективы еще часто называются Futurespectives и они следуют такому коучинговому алгоритму:
Конкретный пример Futurespective. После разминки, я предложил команде переместиться в будущее на 3 месяца и нарисовать привлекательную картинку о себе самих. Я задавал команде открытые вопросы о будущем и фиксировал их ответы на флип-чарте, который был громко назван “Победа”. Задавал такие вопросы:
Флип-чарт оказался очень быстро заполнен, а в комнате явно чувствовалась атмосфера радости и позитива.
Затем мы вернулись назад в настоящее (что было совсем непросто, кстати) и определили текущую командную реальность в формате SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats).
После путешествия в будущее и назад,нам осталось заполнить пробел между ними. Пользуясь одним из методов ToP фасилитации “Поиск консенсуса”, я помог команде создать Бэклог Улучшений. Финальный результат Ретроспективы можно видеть на картинке ниже:
Что делать с Бэклогом Улучшений? Бэклог Улучшений, как и любой другой Бэклог (Спринта, Продукта) является планом команды, посредством которого реализуются те или иные цели. В данном случае – будущее, в которое команда хочет придти. Работа с Бэклогом Улучшений мало чем отличается от работы с Бэклогом Продукта. Заменив слово “продукт” на “команда” и “улучшения”, мы получаем такое определение:
Беклог УЛУЧШЕНИЙ никогда не является полным. Начальная версия этого документа содержит только первоначально известные и наиболее понятные требования. Беклог УЛУЧШЕНИЙ постоянно обновляется по мере обновления самой КОМАНДЫ и среды, в которой он разрабатывается. Беклог УЛУЧШЕНИЙ является динамическим, постоянно изменяющимся для соответствия требованиям КОМАНДЫ, его конкурентоспособности и пригодности. Беклог УЛУЧШЕНИЙ существует ровно до тех пор, пока существует и сама КОМАНДА. (Скрам Гайд, 2013)
[…] Назад в будущее на Ретроспективе → […]