новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts
новый проект: журнал Unusual Concepts

Шестьшляпмыслеварения

Ровно 30 лет назад вышла первая редакция книги Эдвард Де Боно «6 шляп мышления». С тех пор книга пережила 4 редакции, стала мировым бестселлером. Она оказала большое влияние на мир фасилитации. В этом блог-посте я хочу коротко рассказать о модели, а также поделиться опытом использования ее в процессе принятия индивидуальных решений.

Модель 6 шляп. Согласно модели мыслительные процессы человека делятся на 6 категорий или цветов. Каждый цвет имеет свои отличительные характеристики.

Голубая Шляпа. Самая главная. Это цвет самого процесса принятия решения, шляпа, которую носит на себе фасилитатор. Голубой цвет управляет другими, меняя их очередность, в зависимости от цели, которой желает достигнуть:

Белая Шляпа. Фактологическая. Представьте, что вы общаетесь с машиной, Терминатором или с калькулятором, который не испытывает эмоций и выдает лишь лишенную эмоций статистику:

Желтая Шляпа. Шляпа оптимиста. Одевая ее на себя и подключая логику, мы отмечаем положительные стороны событий. Тем ни менее, их вероятность может существенно отличаться:

Черная Шляпа. Шляпа пессимиста. Примеривая этот черный цилиндр, мы становимся критиками и пессимистами. Мы начинаем замечать риски и потенциальные угрозы.

Красная Шляпа. Шляпа эмоций, интуиции и переживаний. Прелесть ее заключается в том, что нам не нужно объяснять, почему мы испытываем те или иные чувства. Мы можем позволить себе откинуть логику. Просто говорим, то, что чувствуем.

Зеленая Шляпа. Креативность, инновация, поиск новых решений –  это все об этой шляпе. Что можно сделать? Как мы может улучшить ситуацию?


Как можно применять модель. Не хочу занимать ваше время нудными рассуждениями, лучше дам простой пример. Сегодня я решал, когда стартовать коучинг у заказчика – 6 или 14 апреля. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, я неторопливо ходил по комнате, все не решаясь принять окончательное решение. В конце концов, в руках у меня оказались маркеры, флип-чарты и я решил применить на себе системный подход «6 шляп».
20150401_144514
Синяя Шляпа фасилитатора подсказал мне следующий процесс, который я последовательно применил два раза подряд для каждого из вариантов:

  1. Выписать все плюсы (Желтая Шляпа).
  2. Выписать минусы (Черная Шляпа).
  3. Найти всю объективную информацию, которая могла бы помочь мне усилить то, что я нашел на предыдущих шагах.
  4. Попытаться нейтрализовать все риски, которые я нашел, находясь в Черной Шляпе (Зеленая Шляпа).
  5. Заглянуть в себя и описать свои ощущения от моих изысканий (Красная Шляпа).

И вот что у меня получилось.
20150401_141055
С удивлением я обнаружил (Красная Шляпа), что первый вариант вариант намного лучше, чем я представлял себе ранее. К тому же, он опирается на объективные цифры (Белая Шляпа). Появилось ощущение (Красная Шляпа) того, что как то все начинает раскладываться по полочкам у меня в голове.
«Ну хорошо» – подумал я, – «давай теперь пройдемся по второму варианту». Я следовал тому же алгоритму.  В результате флип-чарт приобрел следующий вид:
20150401_143629
Одев Белую Шляпу, я заметил, что:

У меня появилось ощущение удовлетворения после проведенного анализа (Красная Шляпа).
Принять решение после такого анализа оказалось намного легче. Я остановился на первом варианте (начать коучинг у клиента 6 апреля).
Как пишет сам автор метода:

Метод шести мыслеварительных шляп призван переключать наше сознание с привычной нам дискуссионной манеры обмена мнениями, граничащей со спором и выяснением отношений, на картографический тип мышления, позволяющий нам составить документ, отражающий нашу общую точку зрения. Этот документ мы условились именовать картой нашего отношения к ситуации.

Что дальше? Теперь я планирую использовать метод 6 шляп для проведения Ретроспектив в Скрам Командах, о чем сразу же сообщу вам здесь в блоге.
А теперь, почему бы вам не примерить на себя Зеленую Шляпу и написать в комментариях, как вы планируете использовать метод Шести Шляп?

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Ещё по теме
Студент Unusual Concepts делится ценными советами по сдаче экзамена PSM и PSPO 1. Цена попытки — 200$, но лучше сходить на тренинг Unusual Concepts. Рекомендую! Выйдет в четыре раза дороже, но оно того стоит. 2. Внимательно и вдумчиво изучить scrum guide на английском (!) языке. Что угодно делайте, чтобы понять и запомнить всё, что там написано. Мне лично помогло рисовать mind maps. Кому-то помогает внимательно прочесть 3 раза. 3. Пройти open assessments на сайте scrum.org (open, product owner, developer). Nexus не надо. Здесь задача в том, чтобы понять логику того, кто эти тесты делал (эта же самая логика используется и в сертификационном экзамене). Проходить советую вдумчиво, читая то, что написано. Не советую тупо запоминать вопросы и ответы на них, т.к. хотя в экзамене и есть copy-paste из open assessment, их, во-первых, всего лишь около половины, а во-вторых, это вам только помешает понять суть. Из этих же соображений советую тренироваться по одной попытке на каждый open assessment и потом перерыв. Потом опять по одной на каждый и опять перерыв. Идеально, если чередовать с изучением scrum guide. Обязательно читаем результаты теста! Там годные комментарии к ответам. Добивайтесь устойчивого 100% результата. 4. Если у вас с английским языком проблемы — то советую подтянуть. Лучший способ, на мой взгляд, делать всё, что я тут описал, но со словарём. Добиваемся, чтобы весь scrum guide и все open assessments были понятны без словаря. Во время экзамена словарь держите под рукой — попадаются непонятные слова, но целиком полагаться на него не стоит (один товарищ пытался загонять все вопросы в он-лайн переводчик, и в результате получил 53% правильных ответов). 5. Сертификационный экзамен сдаётся на сайте scrum.org, где другой интерфейс, чем у тестовых экзаменов. Это может добавить мандража, если станет неожиданностью. Но существенных отличий там нет. Разве только можно закладки ставить. 6. Перед сдачей самого экзамена убеждаемся, что у нас есть час времени, когда точно никто не будет отвлекать и интернет точно не отвалится. Я перестраховывался 3g модемом, но, слава Богу, не пришлось. 7. Во время экзамена ни в коем случае не надо париться над сложными вопросами! Если вопрос сложный, то выбирайте то, что вам кажется верным, ставьте на вопрос закладку (bookmark) и идите дальше. Большинство вопросов (около 60 из 80), при условии что всё вышеописанное вами сделано добросовестно, вы отобъёте за 30 минут. Оставшиеся 30 минут можно потратить, чтобы внимательно и вдумчиво разобрать все закладки. У меня даже получалось в интернете поискать варианты в это время. 8. Не надо ставить закладку на все вопросы, в которых у вас есть сомнения. Ставьте закладку только там, где вы вообще не уверены. Иначе получится неприятная картинка, когда сначала вы закладки ставили на средне-сложные вопросы, а потом стали ставить только на очень сложные, и в результате под конец теста у вас не 20 закладок, а 40, и времени в обрез. 9. Помните — это экзамен. Не надо быть самоуверенным, а то завалить его проще простого. Но и мандражить сильно не надо. Просто тщательно подготовьтесь, и всё будет хорошо. Оригинал поста в Фейсбуке
Андрей Толмачев собрал статьи о Скрам-мастерстве, управлении продуктами и техническом совершенстве. О пяти важных элементах Скрама, на которые обычно обращают мало внимания Как извлечь из Обзора Спринта больше пользы с помощью техники «Базар» Хорошее объяснение аспектов роли Владельца Продукта Как ориентировать продуктовые роудмапы на результат Джон Коулман делится полезными ссылками для тех, кто хочет разобраться в системном моделировании и использовании CLD-диаграмм на Ретро и не только Гюнтер Верхейен о ДНК Скрама и метафоре House of Scrum (по аналогии с House of Lean) Стив Траппс делится впечатлениями от нового тренинга Professional Scrum Master II, или как его еще называют, Advanced Professional Scrum Master Восемь качеств эмоционально осознанного Скрам-мастера Юрген Аппело о том, с чего начинаются инновации Джошуа Кириевски о том, чему можно поучиться у великих комиков и как это связано с принципами Modern Agile «В Руководстве по Скраму говорится...» — о догматизме при ответах на вопросы Каким не должен быть ваш MVP
Комментарии
Илья Павличенко, 03 июля 2015

Спасибо за ценный комментарий, Софья. Могу я спросить, какие критерии для вас определяют авторитетность статьи?

Софья, 03 июля 2015

Всё хорошо, только вот столько раз упоминая понятия, было бы лучше не путать "одеть" и "надеть" (на себя шляпу надевают, а вот "одеть шляпу" - значит облачить её в кофточку или т.п.), а то сразу авторитетность статьи ставится под сомнение...

Александр, психолог счастья, 04 июня 2015

Отличная идея и визуализация отличная - пожалуй скомуниздю ее к себе на блог. И предложу для решения проблемы своим подписчикам.

Блог о проактивном бизнесе, 21 апреля 2015

[…] предыдущем блог-посте я писал о шести шляпах мыслеварения, с помощью которых […]