Ровно 30 лет назад вышла первая редакция книги Эдвард Де Боно «6 шляп мышления». С тех пор книга пережила 4 редакции, стала мировым бестселлером. Она оказала большое влияние на мир фасилитации. В этом блог-посте я хочу коротко рассказать о модели, а также поделиться опытом использования ее в процессе принятия индивидуальных решений.
Модель 6 шляп. Согласно модели мыслительные процессы человека делятся на 6 категорий или цветов. Каждый цвет имеет свои отличительные характеристики.
Голубая Шляпа. Самая главная. Это цвет самого процесса принятия решения, шляпа, которую носит на себе фасилитатор. Голубой цвет управляет другими, меняя их очередность, в зависимости от цели, которой желает достигнуть:
Белая Шляпа. Фактологическая. Представьте, что вы общаетесь с машиной, Терминатором или с калькулятором, который не испытывает эмоций и выдает лишь лишенную эмоций статистику:
Желтая Шляпа. Шляпа оптимиста. Одевая ее на себя и подключая логику, мы отмечаем положительные стороны событий. Тем ни менее, их вероятность может существенно отличаться:
Черная Шляпа. Шляпа пессимиста. Примеривая этот черный цилиндр, мы становимся критиками и пессимистами. Мы начинаем замечать риски и потенциальные угрозы.
Красная Шляпа. Шляпа эмоций, интуиции и переживаний. Прелесть ее заключается в том, что нам не нужно объяснять, почему мы испытываем те или иные чувства. Мы можем позволить себе откинуть логику. Просто говорим, то, что чувствуем.
Зеленая Шляпа. Креативность, инновация, поиск новых решений – это все об этой шляпе. Что можно сделать? Как мы может улучшить ситуацию?
Как можно применять модель. Не хочу занимать ваше время нудными рассуждениями, лучше дам простой пример. Сегодня я решал, когда стартовать коучинг у заказчика – 6 или 14 апреля. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, я неторопливо ходил по комнате, все не решаясь принять окончательное решение. В конце концов, в руках у меня оказались маркеры, флип-чарты и я решил применить на себе системный подход «6 шляп».
Синяя Шляпа фасилитатора подсказал мне следующий процесс, который я последовательно применил два раза подряд для каждого из вариантов:
И вот что у меня получилось.
С удивлением я обнаружил (Красная Шляпа), что первый вариант вариант намного лучше, чем я представлял себе ранее. К тому же, он опирается на объективные цифры (Белая Шляпа). Появилось ощущение (Красная Шляпа) того, что как то все начинает раскладываться по полочкам у меня в голове.
«Ну хорошо» – подумал я, – «давай теперь пройдемся по второму варианту». Я следовал тому же алгоритму. В результате флип-чарт приобрел следующий вид:
Одев Белую Шляпу, я заметил, что:
У меня появилось ощущение удовлетворения после проведенного анализа (Красная Шляпа).
Принять решение после такого анализа оказалось намного легче. Я остановился на первом варианте (начать коучинг у клиента 6 апреля).
Как пишет сам автор метода:
Метод шести мыслеварительных шляп призван переключать наше сознание с привычной нам дискуссионной манеры обмена мнениями, граничащей со спором и выяснением отношений, на картографический тип мышления, позволяющий нам составить документ, отражающий нашу общую точку зрения. Этот документ мы условились именовать картой нашего отношения к ситуации.
Что дальше? Теперь я планирую использовать метод 6 шляп для проведения Ретроспектив в Скрам Командах, о чем сразу же сообщу вам здесь в блоге.
А теперь, почему бы вам не примерить на себя Зеленую Шляпу и написать в комментариях, как вы планируете использовать метод Шести Шляп?
Спасибо за ценный комментарий, Софья. Могу я спросить, какие критерии для вас определяют авторитетность статьи?
Всё хорошо, только вот столько раз упоминая понятия, было бы лучше не путать "одеть" и "надеть" (на себя шляпу надевают, а вот "одеть шляпу" - значит облачить её в кофточку или т.п.), а то сразу авторитетность статьи ставится под сомнение...
Отличная идея и визуализация отличная - пожалуй скомуниздю ее к себе на блог. И предложу для решения проблемы своим подписчикам.
[…] предыдущем блог-посте я писал о шести шляпах мыслеварения, с помощью которых […]