Я хочу рассказать о простом инструменте, который по праву может занять достойное место в арсенале любого Скрам Мастера, коуча или тренера. Этот незамысловатый, но эффективный инструмент – набор почтовых открыток или фотографий.
Но для начала небольшая предыстория. В течение последнего года, проводя тренинги в разных городах и странах, я предлагал студентам написать несколько пожеланий для следующей группы. В качестве таких “писем в будущее” я использовал открытки с видами городов или стран, где проходил тренинг. Однако, накопив достаточное количество разнообразных пожеланий, я так и не смог найти им достойного применения. Иногда мы начинали с них разминку, а чаще всего открытки просто оставались лежать на столе. Каждый раз меня не покидало чувство, что нехватало эмоций.
Эмоциональные карты
Картинки или фотографии, выражающие человеческие эмоции, достаточно популярный инструмент у тренеров и педагогов. Часто они используются для изучения языков и при лечении больных аутизмом.
Давайте посмотрим, как можно эффективно использовать эмоциональные карточки, работая с командами.
- Эффективный старт встречи. Раскладываем открытки и предлагаем каждому участнику выбрать ту, которая наиболее точно описывает, почему он здесь. Затем можно обсудить это с соседом или командой. Также можно поделиться мыслями о том, какая картинка соответствует ожиданиям от встречи.
- Узнаем друг друга лучше. Выбираем карточку, выражающую малоизвестный факт о нас. Есть ли открытка, которая передает наш внутренний мир? Может быть, наше внимание привлекло две контрастные фотографии? Делимся с командой своими озарениями.
- Как мы понимаем тему встречи. Выбераем открытку, которая наиболее точно выражает смысл встречи. Почему мы выбрали именно ее?
- Старт инициативы. Выбераем карточку, которая отображает наше понимание лидерства или то, как мы относимся к тем или иным изменениям в команде. Рассказываем и объясняем наш выбор.
- Персональный коучинг. Выбераем пять карточек. Какие из них наиболее точно выражают нашу цель, текущее состояние, наши возможности, доступные ресурсы и возможные шаги. Есть ли фотография, которая передает наши чувства по отношению к сложившейся ситуации? Если бы мы могли поменять сюжет или картинку, что бы хотелось изменить и почему?
- Обратная связь. Выбираем открытку и даем обратную связь человеку, по ретроспективе, мастер-классу или тренингу.
- Обсуждаем общее видение. Выбираем несколько карточек и строим визуальный образ будущего команды или компании. Рассказываем, что это значит для нас. Насколько мы близки сейчас к желаемому состоянию? В каких областях придется хорошенько потрудиться? Какие препятствия (в виде карточек) лежат у нас на пути.
- Ретроспектива. Выбираем фото, которое наиболее точно передает наши эмоции и чувства от прошедшего Спринта или тренинга. Что хорошо работало, а что стоит подкорректировать?
В качестве послесловия. Вдохновившись разнообразием применения Эмоциональных карт я решил изменить активность, связанную с передачей пожеланий от группы к группе. Теперь мы завершаем тренинг или Ретроспективу иначе:
- Выбераем карточку, которая отражает наши чувства.
- Выбераем картинку, которая выражает эмоции полученных результатов и ту, которая представляет этот результат?
- Выражаем с помощью фотографии наши пожелания следующей группе.
Теперь я начинаю следующий тренинг, передавая людям эмоции, а не “холодные” городские пейзажи на открытках, а ведь это гораздо интереснее. Во второй части я расскажу более подробно про использование Эмоциональных карт в коучинговых сессиях.