Искусство задавать вопросы

Одной из основ коучинга является задавание вопросов, вместо давания ответов. Когда кто-то задает вам вопрос, особенно личного характера, это непременно отправляет вас в определенном направлении за поиском ответа. Вопрос можно воспринимать как стрелку компаса. Однако, не все вопросы одинаково хороши. В этой статье, я постараюсь осветить какие же вопросы являются сильными, а какие не очень.

Коуч, задавая сильный вопрос, отправляет клиента не к определенной цели, а, скорее, в определенном направлении, идя в котором, клиент сделает для себя множество новых открытий и встретит множество загадок. Сильные вопросы призывают к интроспективе, позволяют выявить дополнительные решения, и ведут к креативности и более глубокому пониманию. Они призывают клиента заглянуть внутрь себя (Чего вы хотите на самом деле?) или заглянуть в будущее (Загляните на полгода вперед. Будучи там в будущем, какой бы совет вы дали себе сегодня?).

Застать врасплох

Сильные вопросы частенько застают клиента врасплох. И в этом случае, надо обязательно дать клиенту время поразмыслить и дать ответ. У вас будет большое желание заполнить пустоту, вызванную молчанием. Вам будет казаться, что клиент не понял вопрос, и захочется его переформулировать. Сопротивляйтесь этим желаниям. Этот момент тишины заполняется задумчивыми открытиями вашего клиента. Просто слушайте, молчите и ждите. Одним из признаков того, что вы задали сильный вопрос, как раз и является задумчивость клиента перед тем, как вам ответить.

В некоторых ситуациях будет неправильным ждать, пока клиент предоставит вам возможность задать вопрос. В этих случаях для того, чтобы задать сильный вопрос, вам придется «вторгаться без приглашения». К примеру, ваша клиентка, в очередной раз начинает вам жаловаться, как невыносима ее ситуация на работе и как бессильна она что-либо изменить. Вы распознаете эту ее наезженную колею и в то время, когда она приостанавливается, чтобы вдохнуть, вы спрашиваете: «Что вы терпите?» или «Какой для вас во всем этом выигрыш?» или «А как может быть по-другому?».

Глупые вопросы

Иногда, особенно сильные вопросы, это те, которые звучат наиболее глупо или, если вам больше нравится, наиболее просто и очевидно. Они проскакивают незамеченными под радаром вашего клиента. Клиенты хорошо тренированы, чтобы противостоять сложным атакам — они практикуются во всевозможных объяснениях и рационализаций. Глупый вопрос взрывается в такой ситуации, как бомба. Представьте себе ситуацию: ваш клиент представляет замысловатую конструкцию из набора причин, которые объясняют почему ситуация такая сложная, дополняет множеством историй о факторах, которые ограничивают его шансы на успех и трудностях сотрудничества с тем и другим человеком и …  тут посередине всего этого, вы задаете вопрос: «Чего вы на самом деле хотите?». Ба-бах! Вы могли бы потестировать логические обоснования клиента или попробовать найти способы раскрытия перспективы, или еще каким-нибудь способом пройтись по поверхности.  Но простой вопрос, глупый вопрос, проникает прямо в суть.

Вот некоторые другие «глупые» вопросы:

  • как выглядит то, чего вы хотите?
  • что потом?
  • что в этом важного для вас?
  • что еще?
  • чему вы научились?
  • что и когда вы сделаете?
  • кем вы должны быть?

Иногда вы можете думать, что вопрос слишком глупый, чтобы задать его. Не бойтесь, задайте его и удивите себя. Даже, если вы получите ответ, которого ожидали, помните: вы задаете вопрос, не для того, чтобы услышать на него ответ, но для того, чтобы ответ услышал ваш клиент и чему-нибудь научился от этого. Пусть ваш клиент услышит правду, новое открытие или ложь, которую он продолжает себе пересказывать.

Не очень сильные вопросы

Чем проще и прямее вопросы, тем лучше, когда дело касается задавания сильных вопросов. Составной и сложный вопрос заставляет клиента сначала разобраться в его сущности, и разбираясь, клиент может просто напросто потеряться. Сильные вопросы потому и сильные, что они проникают в самое сердце проблемы. Не зря говорят: краткость — сестра таланта.

Не очень хороши закрытые вопросы (те, на которые можно ответить одним словом или короткой фразой). Они создают узкий туннель, зачастую оканчивающийся тупиком «да»/»нет» или некими данными, не оставляя возможности для дальнейшего исследования, поэтому лучше их избегать. Другой тип закрытых вопросов — это наводящие вопросы. Они подразумевают наличие правильного ответа, и этот вывод встроен в сам вопрос. Тоже неудачный выбор. Вообще, если вы, как коуч, знаете ответ на вопрос, не задавайте его.

Еще один тип слабых вопросов — это вопросы «Почему». Они приглашают клиента к анализу и объяснениям. Заставляют клиента обороняться, что нарушает динамику разговора.

Открытые вопросы

Открытые вопросы — это те, на которые нельзя ответить «да» или «нет», на которые вы получите длиннный ответ. С них начинается любопытство. Они приглашают начать личное исследование, призывают подумать и порефлексировать. Они либо помогают клиенту продвинуться дальше в своих действиях, либо помогают ему углубиться в свое обучение. Вот примеры открытых вопросов:

  • Чего вы хотите?
  • Что потом?
  • Как вы подступитесь к этому?
  • Какой первый шаг?
  • Чего вам это будет стоить?
  • Что вам важно помнить?

Открытые вопросы начинаются с: что, как, где, кто, опишите. Само собой, как коуч, вы должны стараться задавать много открытых вопросов.

Домашка

Предлагаю вам потренироваться в искусстве задавния вопросов. Попробуйте провести 10 минутную беседу с другим человеком, в которой вы сможете задавать только открытые вопросы. Никаких утверждений, никаких подведений итогов, никаких советов или рассказываний историй с вашей стороны, и также никаких заключений. Ваша задача лишь задавать открытые вопросы. После этого попросите у вашего собеседника обратную связь. Каковы были ощущения, когда все, что вы делали, это задавали вопросы? Потом поделитесь, каково было вам , быть ограниченным только задаванием вопросов. Что для вас сработало? Что было трудно?

Найдутся смельчаки, кто рискнет поделиться результатами выполнения домашки в комментариях? Хочу также услышать другие ваши истории по поводу применения открытых вопросов в вашей жизни. У кого есть, чем поделиться, пишите.

Share this nice post:

7 комментариев on “Искусство задавать вопросы”

  1. Подтверждаю. Сам хорошо разбираюсь в этой теме.

  2. А можно ценовую категорию сразу огласить? 🙂

  3. Умение задавать вопросы — классное умение по жизни для человека

  4. Только начала обучаться этой профессии. Очень помог ваш сайт. Было задание пообщаться с тремя знакомыми и помочь им разобраться в какой то ситуации и правильно задать цели. Мне не удалось,2 рассказали подробные планы по достижению,а 3 вообще не понимал что ем нужно и высказывал сначала одно .потом другое точнее переформулированное желание. Теперь с помощью предложенных вами вопросов,сделаю вторую попытку!Благодарю за столь полезный материал!

  5. […] подходов к формулированию вопросов (так называемых “открытых вопросов”), визуализации будущего, различных техник НЛП и […]


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *